Что ждет ЕГЭ?

03 Mar 2009 - 19:50

Отечественная система образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования. Проверка уровня знаний учащихся – одно из наиболее значимых условий сохранения этого уровня.

Стремясь соответствовать неким западным стандартам, чиновники разработали новую форму сдачи выпускных экзаменов в школе – ЕГЭ. Этот эксперимент Министерство образования РФ начало проводить в 2001 году. В 2009 году это перестанет называться экспериментом, потому что вступит в законную силу. Как повлияет ЕГЭ на ситуацию в российском образовании? Для примера приведем статистику. В 1997 году, когда форма сдачи экзаменов была традиционной, золотые медали получили 16 568 человек, в 2000 году - 18 399, а в 2004 году, по результатам ЕГЭ их количество сократилось в два раза и составило 8 314. Четыре года «эксперимента» (2001-2004) над выпускниками показали, что на 90 - 100 баллов ЕГЭ могут сдать 9% экзаменующихся. По официальным данным Роспотребнадзора основная масса выпускников – 52% - сдают его на тройки, что 23% «четверок», 16 % выпускников школ получают неудовлетворительные оценки. К тому же, если в данный период те выпускники, которые не набирали нужное количество баллов до удовлетворительной оценки, оценка «три» выставлялась им автоматически. C принятием нового закона, в 2009 г. «автоматическая тройка» отменяется, и выпускнику выдается лишь справка об окончании 11 классов.

Следовательно, когда он вступит в законную силу на всей территории РФ, количество «двоечников» увеличится в разы. В целом же, можно прогнозировать, что в ближайшие годы ЕГЭ либо сдаст свои позиции, и образовательные учреждения вообще откажутся от его использования, либо он постепенно укоренится на Российской почве. На развитие ситуации могут повлиять многие факторы. Во-первых, экономические: поскольку в обществе нужны не только потребители, но и производители, ЕГЭ сможет стать жестким критерием отбора. В связи с этим, человек, окончив школу и не набрав определенного количества баллов для поступления в ВУЗ, вынужден будет пойти работать на предприятие. Отсюда увеличение числа, занятых в производственной сфере людей и стремительный темп экономического роста. Развитая экономика способна повысить престиж государства на международной арене.

Культурные факторы также способны играть решающую роль в судьбе единого государственного экзамена. Согласно законодательству (Федеральный закон от 01.12.2007 N 309-ФЗ) позволяет большинству ВУЗов принимать результаты этого экзамена как вступительные. Наиболее способные ученики, не только из центра, но и из глубинки, смогут поступить в ведущие учебные заведения и в полной мере раскрыть свой творческий потенциал.

Но возможен и иной сценарий развития событий. Под влиянием экологических и демографических факторов ЕГЭ может сдать свои позиции. В 90 годы, когда общий прирост населения стал отрицательным, по данным Российского статистического ежегодника возрастная и итоговая (суммарная) рождаемость в России в 1992 на 1 женщину составила 1,55, а в 1997 году 1,23 ребенка(На сегодняшний день рождаемость составляет 2.3 ребенка), общее количество выпускников в 2009 -2015 будет снижаться. Если в 2000 году их было 22 млн, то в 2007 - 15 млн. Можно прогнозировать, что к 2015 году данное количество сократится в два раза. Поскольку система оценки знаний школьников методом ЕГЭ является жестким критерием отбора для поступления в ВУЗ (только 20-25% выпускников получает положительные отметки), то доля абитуриентов резко сократится. И ВУЗам либо придется снизить проходной бал, либо возникнет потребность в альтернативном способе проверки знаний, которая вынудит ЕГЭ сдать свои позиции.

Согласно изученным данным, тенденция такова, что к 2015 количество двоечников увеличится в 2 раза, а это 40% процентов выпускников.
Тем не менее, ЕГЭ уже вступил в законную силу, несмотря на растущее число плохих отметок.


Ирина Назарова, 5 курс
Распечатать другу

Опрос


Начинается новый учебный год. Ваше отношение:


Ура! Учёба начинается!

Наконец-то встречусь с однокурсниками

Начало учебного года - обыкновенный день: ни радости, ни печали

Я совсем не отдохнул от прошлого учебного года, а тут всё сначала...

Учеба - это каторга!