Девчонкам и мальчишкам, а также их родителям

06 Mar 2009 - 08:22

Есть у актеров, работающих в театре кукол такая легенда: если при рождении бог поцелует младенца в уста, из него вырастет прекрасный оратор, если в руки — скульптор, если в лоб — великий мыслитель. Будущих актеров — «кукольников» всевышний просто напросто расцеловывает. А еще они никогда не называют свой театр «кукольным», в самом деле, многозначительно получается. На самом деле, работа актеров, режиссеров, бутафоров требуют не только таланта, но и «настоящей», упорной работы.

Орловский театр кукол, хотя работает для маленьких зрителей, сам прошел долгий и трудный путь. Он основан в 1943 году. Это не опечатка. Люди, измученные тяготами войны, с надеждой смотрели в будущее, всеми силами старались наполнить радостью жизнь окружающих. Когда город был фактически в руинах, когда голод и страх грозили стать основной силой, мотивирующей поступки людей, актриса А. А. Воскресенская, решила организовать что-то наподобие театральной студии. Сравнительно быстро сформировалась группа энтузиастов. Вместе они постигали все нюансы профессии, а потом выступали с выездными концертами в детских домах, госпиталях.
Кукол делали сами из своих довоенных «выходных» платьев. Много репетировали. Естественно, о комфортных условиях говорить не приходилось. Часто голодные ночевали прямо на сцене неотапливаемого театра. Но работу не бросали. Хотелось сделать все, чтобы принести людям, уставшим от войны, страха и холода радость, надежду, показать, что жизнь продолжается.
В музее театра сохранилась афиша 1943—1944 годов. А на ней имена людей, которые стояли у самых истоков, при зарождении этой долгой счастливой сказки: Г. Пронин, Г. Попова…
Сколь произведений было инсценировано за это время, уже даже не возможно представить.
Совсем недавно корифеи театра, которые все еще выступают перед маленьким зрителем, решили подсчитать, сколько за свою сценическую жизнь сыграли спектаклей. Оказалось, около 15 тысяч. Причем это весьма приближенно. Хотя статистика тут вообще никакого значения не имеет.
Для театра большое значение имеет его дом. Здание под театр кукол было отдано больше десяти лет назад. Это было совершенно пустое, необустроенное помещение. Только таким «казенным» словом можно охарактеризовать обстановку. Теперь оно кажется настоящим теплым оазисом, не ясно, откуда появившимся среди городского шума и нынешней февральской слякоти. Только подходишь к театру, а оттуда приветливо машут его «обитатели», глядящие на маленьких посетителей из больших окон, больше похожих на витрины магазина, в котором продаются чудеса. А внутри точно страна детства. Самые разнообразные и необычайно удивительные куклу, эскизы к спектаклям как на рисунки из еще не прочитанных детских книжек. В фойе от необычного количества цветов создается ощущение вечного лето. А в самом центре этой «зеленой клумбы» — семейство из трех медвежат пьет чай. Перед спектаклем ребят приходится подолгу приглашать в зал. Многим из них посреди этого великолепия кажется, что самое яркое, необычное, что могло случится уже произошло. Но все чудеса—то еще впереди. Сегодня театр хорошо знает своего зрителя, строит репертуар в зависимости от запросов мальчишек и девчонок. А еще есть при строительстве репертуарной политики одно золотое правило — каждый ребенок на пути к взрослой, скучной жизни проходит ряд очень важных ступенек ступенек. И он обязательно должен знать те сказки, которые рассказывали в детстве их маме, посмотреть те спектакли, на которых замирал от восторга папа, будучи совсем еще маленьким.
Все начинается с детства. Есть в театре настоящая святыня — толстенная книга отзывов. Этот не только летопись театральной жизни, не просто комментарии спектаклей. Мальчики и девочки уже много лет подряд аккуратно выводят в них своей детской рукой: «Сказка мне очень понравилась». Для многих из них это первые в жизни самостоятельно написанные буквы. Зрители поменьше, как важные начальники, диктуют мамам, что именно они должны оставить в книге: «Мы посмотрели «Терем—теремок» особенно нам запомнились петушок и курочка». Спасибо вам огромное!!! Семья Смирновых». «Вроде наивные детские слова. Но только за эти три восклицательных знака можно работать и работать, несмотря ни на какие трудности,» — признаются актеры.
Зачем знать ребятам, как искал средства директор театра С. А. Самойлов на починку протекающей крыши, как борется с постоянными поломками коммуникаций. Возможно для него, как и для любого настоящего волшебника нет непреодолимых проблем? Все-таки неплохо было бы, если бы взрослые «начальники»,— дяди и тети, верили в чудеса… но в разумных размерах. Парадокс, но сцена театра кукол не приспособлена для показа кукольных спектаклей. Она слишком высока для этого. Проект нового рабочего пространства для актеров разработан, но так и остается на бумаге. Однако у руководства сейчас другая идея — неплохо было бы организовать перед театром детскую площадку, чтобы ребята больше времени проводили в незабываемой стране, под названием детство.
Пред тем, как писать статью, очень захотелось сходить на спектакль «Волшебная лампа Аладдина». Ну и что, что детский, ну и что , что уже большая… подумаешь, какие условности… Вот ученики 5, 4 классов. Балуются. Мальчики, как и положено, обижают девочек, или наоборот, — как кому повезет. Их лица поминутно освещаются ядовитым светом мобильных телефонов. Обсуждают новый молодежный (явно не по возрасту) фильм… После приглашения в зал, шалунов и узнать нельзя было. Два бутуза не в какую не хотели садиться на первый ряд: «Как это! Мальчики же выше девочек! Катьке с Ленкой ничего из—за нас видно не будет!»
А потом началось…Остроумная сказка о том, что добро и смекалка побеждают зло и коварный расчет, о том, что богатая глупость постыднее честной бедности.
Было занятно наблюдать, как ребята синхронно наклоняют головы то в одну, то в другую сторону( в зависимости от того, в какой части сцены шло действие). А когда бесстрашный и дерзкий Аладдин бился на мечах с недругами да так, что искры летели, мальчишки со знаньем дела начали перешептываться: «Вот это спецэффекты!» После спектакля ребята делились впечатлениями:
—Что бы ты попросил, если бы у тебя была такая волшебная лампа?
—Я — чтобы в мире не было войны…
— А я, наверное, как Аладдин, загадал бы, чтобы все жители города были счастливы.
Вот и пища для размышлений: дети до и после спектакля…
У театра много идей. Прежде всего это новые постановки: «Кот и лиса», «Три медведя», «По щучьему веленью…». Впереди крупный гастрольный тур «Майская карусель», в ходе которого орловские спектакли увидят в Брянске, Рязани, Белгороде, Курске. В планах — посещение фестиваля во Франции. В городе Шарлевиль — Мезьер (провинция Шампань Орден) орловская труппа была уже неоднократно и даже успела приобрести своих поклонников.
Все мы родом из детства, но далеко не у каждого есть шанс однажды взять и ненадолго вернуться к своей «начальной остановке», самым первым, самым светлым мечтам. Но не стоит грустить по этому поводу, уважаемые взрослые. Можно просто взять за руку своего ребенка и отвести его в театр. Вашей дочери или сыну не обязательно знать, что не серьезный папа или строгая мама привели его под эти своды, а совсем наоборот. Опираясь на крохотную ручку, вы, взрослый и степенный, на минутку вернули себе забытое ощущение чуда.
Ольга Фролова

Распечатать другу

Опрос


Начинается новый учебный год. Ваше отношение:


Ура! Учёба начинается!

Наконец-то встречусь с однокурсниками

Начало учебного года - обыкновенный день: ни радости, ни печали

Я совсем не отдохнул от прошлого учебного года, а тут всё сначала...

Учеба - это каторга!