Белый Дракон

06 Mar 2009 - 20:48

Все те, кто не попал на гастроли Калмыцкого республиканского театра Юного Зрителя, впервые посетившего город Орел с молодой своей частью труппы, режиссером коей приходится заслуженный деятель искусств РФ и РК Борис Манджиев, могут отправится в г. Элисту и познакомится с его творчеством и культурой самостоятельно.

Спектакль еще не начался, а ощущение, что театр наполнен другим воздухом, как-то иначе разряженным, пришло мгновенно. И грустно стало без тепла родной труппы, гастролирующей в это время в Белоруссии, и трепетно в ожидании чего-то нового, республиканско-калмыцкого и неизвестного. Зал на половину пуст, на оставшуюся часть – полон школьниками. Гул. Вот кулисы распростерли свои объятья и на сцене показались раскосые, улыбающиеся люди, начинающие поведывать нам историю мальчика, ищущего свою красивую-прекрасивую корову, украденную двумя грубыми прожорами. Эта довольно простая история с элементами национальной колоритности разворачивается не сразу. В ходе действия актеры общаются со зрителями и задают им вопросы. К примеру, на вопрос “Умеете ли вы считать? ” орловские зайчики и лисички ответили “Конечно, умеем! Да!”. “А умеете ли вы считать по-калмыцки?” – продолжала вопрошать девушка, одетая в пестрое национальное одеяние, на что ребята не минуты не усомнившись в своих силах снова ответили “Да!”. Затем детский голос произнес : “Уно, дуэ, трей!”. Есть и у наших ребят чувство юмора, а коли так, то, можно предположить, что у кого-то из них оно и испорченно(не взирая на юный возраст). Тому в подтверждение : когда рожденный месяц впервые вставал на ноги и заваливался назад, падал на руки зверей, неуклюже топтался, кто-то из наблюдающих за происходящим подумал вслух”Бухой что ли?” Вот такие у нас чудесные детки в театре. Но это к слову. Действие не захватывает молниеносностью происходящего, скорее успокаивает и ненавязчиво объясняет неискушенному зрителю, что не стоит опускать руки и нужно всегда-всегда верить в свои силы и помощь близких, идти вперед и не сдаваться. В брошюре, правда, написано, что это спектакль для детей и подростков, с чем я готова не согласиться. Спектакль рассчитан, скорее на более маленьких - дошкольников и возраста начальных классов, потому что дети постарше подчас могут оскорбиться усомнением в их знании чисел, притом, что они уже знают даже таблицу умножения. Что уж там говорить о подростках, увлекающихся артхаусом!



“Сердце матери”-это молодой спектакль, проходивший всего в шестой раз. В нем затрагиваются важные темы личностного поведения людей и отношений между близкими. Неизменная проблема выбора, слабость человека, преобладание порока над разумом и плоти над духом, жертвенность материнского сердца – со всем этим встречается в жизни каждый, поэтому, история, написанная Алексеем Балакаевым, не является единичной, она универсальна, как модель пути человеческого бытия. Режиссер Борис Манджиев поведал о том, что неоднократно замечал, как отношения разных людей к самому главному человеку на Земле, матери, пересекаются и во многом схожи: то забыл позвонить, то не успел поздравить, то что-то недосказал. А это очень важно, ведь не вечны мы и нет бессмертия там, где течет кровь, люди уходят и надо успеть проявить свои чувства, раскрыться, успеть выразить все то, что сидит внутри тебя, пока еще не поздно. К этой пьесе Борис Манджиев возвращался неоднократно. Сначала он прочитал ее в юности, затем несколько раз перечитывал и только после переосознания того, как дорого внимание сына материнскому сердцу, эта вещь внезапно прошибла его и он понял, что именно об этом хочет сказать окружающим, чтобы они тоже опомнились, чтобы старушки не лили в одиночестве горькие слезы от звонка до звонка своих детей.



В беседе с режиссером, выяснилось, что против конъюнктуры он строго не выступает и считает, что в некоторой степени она может быть благоприятным явлением. К примеру, будь то болгарский сезон в России, или наоборот, российский – в Болгарии, опытный режиссер смекнет и поставит соответствующую пьесу – будет повод отправить труппу на гастроли. Но если говорить серьезно, то Борис Манджиев работает исключительно позову сердца, с теми произведениями, которые в данный момент его действительно волнуют. Да,- говорит он- хочется порой Чехова, Достоевского поставить. А надо это зрителю? Нет. Если театр маленький на 50-30 человек, то, конечно найдутся заинтересованные, а так…Пустые места в большом зале разрушают впечатление присутствующих, это как коррозия.

Надо сказать, что несмотря на все эти премудрости, Борис Манджиев остается верен себе и работает не на угоду публики, под гнетом сборов, а по воли духа и мысли. Режиссер должен иметь волю, если ее нет, то он просто хороший человек, а просто хороший человек – это уже не интересно. –Говорит он- Нужно быть как отец актерам, что бы к тебе приходили и знали, что можно получить пряник и хлыста тоже можно, что и по голове пожалеют, пригреют, чая нальют, а где и по попе отшлепают.

С большим уважением и симпатией, а главное очень искренне, говорил заслуженный деятель искусств РФ и РК Борис Манджиев о “Свободном пространстве”, о том, что наш театр очень ценится в России и на определенных фестивалях в таких городах, как Воронеж, Екатеринбург, Санкт-Петербург и других , если в списках стоит СП, то это знаково, потому что Александр Алексеевич Михайлов вместе с труппой достиг очень высокого уровня.

Быть может, столь страстная и ревностная любовь к нашему театру стала причиной опустения зала во время гастролей Калмыцкого Республиканского Молодежного Театра “Джангар” , не знаю, но ясно одно: любители искусства, орловские театралы вымерли на этот период, не заинтересовал их приезд гостей. Но Борис Манджиев успокоил нас, сказав, что с невежеством публики, и пустыми рядами приходится встречаться во многих городах, а с невоспитанностью сталкивается любой театр, и ничего с этим не поделаешь, что, скорее всего, связанно это с тем, что школьников загоняют насильно и без желания, поэтому они своим поведением выказывают протест, но если хотя бы два человека придут на спектакль, проникнутся, а в следующем городе еще два и так дальше и дальше, то это уже победа.

Анна ЩЕКОТИХИНА
Распечатать другу

Опрос


Начинается новый учебный год. Ваше отношение:


Ура! Учёба начинается!

Наконец-то встречусь с однокурсниками

Начало учебного года - обыкновенный день: ни радости, ни печали

Я совсем не отдохнул от прошлого учебного года, а тут всё сначала...

Учеба - это каторга!