Специализация без идеализации (часть вторая)

10 Mar 2009 - 13:44

Хорошее всегда случается неожиданно. Два года назад (ух, как давно – тогда я еще работала в незабвенном "Орловском вестнике") без особой надежды отправила в Союз театральных деятелей свои рецензии – и вот вам, пожалуйста: "Московский кабинет критики СТД… просим подтвердить свой приезд на семинар… в середине декабря…". И пошло-поехало: теперь каждые полгода в самой горячее время, поправ свой прямой студенческий долг – старательно готовиться к зачетам и экзаменам – ваш покорный слуга уезжает на неделю повышать квалификацию в качестве театрального критика.

В лаборатории театральных критиков (так правильно называется наша почти недельная дискуссионная деятельность) под руководством Ирины Витальевны Холмогоровой я так и осталась самой младшей. Ощущение будто вылез откуда-то из маленького, тесного мирка и впервые по-настоящему огляделся вокруг (по-научному – "расширение горизонта познания") к третьему разу слегка притупилось, но где-то там еще маячило…
На таких семинарах (а их в России ведут всего два человека) уже упомянутые горизонты моментально раздвигаются не только вширь, но и вглубь. Вот и на этот раз десять человек съехались буквально со всей страны – Ижевск, Кемерово, Тула, Балашов, Архангельск; была возможность осветить проблемы даже татарских и удмуртских театров. Преобладала (уж не знаю – к счастью ли?) женская точка зрения – кавалер в лаборатории был всего один, и его совместными усилиями берегли.
Сказать, что график занятий был плотным – значит, не сказать практически ничего. Каждый день расписан по минутам: с 11-ти до двух – детальное обсуждение спектакля, который смотрели накануне вечером; получасовой перерыв на обед; дальше – обсуждение рецензий (каждый привез несколько штук, но больше одной "с носа" разобрать все равно не получилось – из-за той же нехватки времени); в шесть или семь вечера – поход на очередной спектакль (всего их было шесть). Сил хватало только на то, чтобы доползти до номера, выпить кружку чая – и завалиться спать: завтра утром надо читать "свеженькие" рецензии. А ведь еще и город хочется посмотреть, и сувениров набрать, и в кафешке с друзьями посидеть…
Спектакли, спектакли… В Костроме (в последний раз семинар проходил именно там) я насмотрелась Островского, кажется, лет на десять вперед: мы стали гостями международного фестиваля, посвященного его творчеству. Правду говорят: где, как не на примере классики, понимаешь, что такое "современные театральные тенденции"! Все это анализировалось тщательнейшим образом, буквально препарировалось на семинарских занятиях. Никаких лекций – только практика, во время которой получаешь в интересной форме то, на что на обычной лекции просто не обратил бы внимания.
Не знаю, удалось ли мне очень уж повысить свою несчастную квалификацию, но о том, что уехала из Орла в разгар предсессионной истерии, я ничуть не жалею. У нас на отделении нет (очень надеюсь, что в дальнейшем она появится) тематической специализации; даже родовая специализация выражена слабо, причем явный упор делается на печатные периодические издания. И получить что-то подобное тому, чем мы занимались в Костроме, в Орле, как и в других отдельных городах, просто нельзя. Не потому, что наш город плох и слаб в отношении театральной критики; просто один "нас. пункт" никогда не даст истинного масштаба, не выразит четко тенденций театральной и любой другой специализированной сферы искусства.
Вывод? По-моему, он очень прост: жду не дождусь очередного семинара.
Юлия Астрахан

Распечатать другу

Опрос


Начинается новый учебный год. Ваше отношение:


Ура! Учёба начинается!

Наконец-то встречусь с однокурсниками

Начало учебного года - обыкновенный день: ни радости, ни печали

Я совсем не отдохнул от прошлого учебного года, а тут всё сначала...

Учеба - это каторга!