От перемены мест слагаемых…

14 Mar 2009 - 08:00

Что бы вы сказали, услышав от любимого мужчины совершенно искреннее: "Ну, нельзя же, в самом деле, ограничивать себя одной женой! Скука, рутина… И вообще, брак дольше пяти лет – это безнравственно."? Что-что? Ох, нет, не повторяйте… Вот поэтому герои пьесы Валентина Красногорова "Свидания по средам" Виктор и Феликс и ведут подобные разговоры подальше от женских ушей.

"Свидания по средам" – спектакль Орловского драмтеатра (режиссер-постановщик – Вениамин Сливкин, сценография и костюмы – Борис Голодницкий) – обозначены автором как комедия. Действительно, спектакль практически "обречен" на беспрерывный смех в зале: узнаваемые типажи, забавные ситуации, комедия положений. Налицо: два мужа-карьериста – Виктор (Сергей Аксиненко) и Феликс (Андрей Царьков), их милые женушки – соответственно Варвара (Нелли Галченко) и Елена (Светлана Мартюшева), грозный Шеф фирмы, где работают оба мужчины (заслуженный артист России Алексей Магдалинин), и его не в меру артистичная любовница Аллочка, более известная как Фифа (Снежана Малых). По ходу спектакля выясняется, что Варвара – любовница Феликса, а Елена – Виктора. Как видите, герои обошлись тесным "семейным" кругом. Да и за местом действия далеко ходить не надо: оно разворачивается в рамках двух очень похожих квартир. И тут, как водится, начинаются многочисленные "перемены мест слагаемых" – кто кого с кем застанет, кто как лучше извернется, кто окажется находчивее, кому просто повезет… Ситуация осложняется тем, что любви-то, оказывается, между любовниками нет и в помине: в постели Феликс и Виктор продолжают нешуточную битву за должность начальника отдела. Правда, в итоге, с носом оказываются все, кроме Шефа и Фифы; зато, как говорит совершенно измочаленный любовно-должностными перипетиями Феликс: "Ведь интересно же!". И в этом с ним нельзя не согласиться: хоть на пару недель, а скука-таки покинула наших героев.
Симпатично исполнил свою роль Сергей Аксиненко: Виктор вышел у него этаким незадачливым воякой, одновременно изобретательным и слегка недалеким. Характерно, что в качестве хобби он коллекционирует прямо противоположные вещи – холодное оружие и вазы. Да и в ходе постановки ему удавалось повернуться к зрителю то одним, то другим "боком" своей натуры. Феликс выглядел несколько однообразнее: к концу спектакля я, честно говоря, подустала от его нарочито блеющего голоса и маловыразительной трусоватости. Что касается Варвары и Елены, то они удачно продемонстрировали вариации одного общеженского, по замыслу автора, характера: Варвара – решительная, где-то даже резковатая, но такая уютная, домашняя; Елена – более аристократичная, "с налетом" светскости и явной склонностью к истерике. Однако когда приходит время итогового "разговора за мужиков", женщины, слегка подпортив друг другу прически и макияж, вспоминают о половой солидарности и наступают на своих опешивших мужей уже единым фронтом.
Роль Шефа в "Свиданиях по средам" заслуживает отдельного разговора. Почти семидесятилетний, но еще очень бодренький, напоминающий партийного бюрократа советских времен, этот властный "любитель клубнички" появляется в квартире Виктора и, словно какая-то безжалостная Немезида, начинает отбирать у ее хозяина и Феликса всевозможные материальные блага. Время от времени суровая окаменелость его лица внезапно сменяется притворно-сладенькой улыбкой – и уж тогда точно жди беды! Рядом с ним Фифа, тоже оказавшаяся замешанной в общий круговорот событий и до этого буквально режиссировавшая их ход, моментально отходит на второй план. При этом она продолжает командовать парадом – теперь уже не лихим, а капризно-сюсюкающим тоном.
Казалось бы, после всех житейских передряг, нашим героям бы и угомониться. Они и угомонились – правда, под своим изначальным, весьма неутешительным лозунгом: "Служба уныла, жизнь скучна!".
При всей "забавности" спектакля, большим минусом выступает просчитываемость его сюжета и актерских реакций друг на друга. Когда понимаешь, что на протяжении всей постановки тебя ждет ситуация любовного четырехугольника с энным количеством перетасовок и артисты будут попеременно то ужасаться, то облегченно вздыхать, в какой-то момент начинаешь… откровенно скучать. А ведь это и есть то, чего так хотят избежать герои "Свидания по средам".
Кстати, старое школьное правило: "От перемены мест слагаемых сумма не меняется" – после просмотра "Свидания по средам" можно рассматривать двояко. Материальная сумма измениться может; главное, чтобы неизменной осталась сумма того, чем действительно жив человек – любви, заботы, прощения.
Юлия Астрахан

Распечатать другу

Опрос


Начинается новый учебный год. Ваше отношение:


Ура! Учёба начинается!

Наконец-то встречусь с однокурсниками

Начало учебного года - обыкновенный день: ни радости, ни печали

Я совсем не отдохнул от прошлого учебного года, а тут всё сначала...

Учеба - это каторга!