Публичные люди (серия зарисовок)

14 Mar 2009 - 08:05

Маленькое интродакшн
Спешу Вас огорчить: речь сегодня пойдет вовсе не о тех людях, о которых обычно говорят больше всего, несмотря на то, что они, на мой взгляд, меньше всего этого заслуживают: светской тусовке, разряженных в пух и прах "львицах", разного рода политических деятелях.

Мои "публичные люди" – посетители театральных и концертных залов, гости презентаций и авторских вечеров. Те, кого обычно принято с некоторым благоговением даже относить к "понимателям" культурной стороны жизни (да, вот так вот пафосно).
Какова же ты, орловская публика?
Причина и следствие
Недавно подруга подарила мне больше десяти человек вместе со всеми их драматическими переживаниями: "Дни нашей жизни" по Леониду Андрееву в театре Драмы. Точнее, это был коллективный семейный "дар": "Будем считать, что на восьмое марта мы тебе больше ничего не должны (ха-ха!)".
Спектакль оказался действительно хороший. Хотя, собственно, почему "оказался"? – был он просмотрен мной еще курсе на первом, в незабвенное время коллективных институтских культпоходов. Понравился еще тогда – а ведь это большая редкость, когда нравится безоговорочно и сразу. Особенно такому матерому "театральному волку", как я (шутка).
Но к делу. Об образовательно-просветительских культпоходах вспомнилось, как вы сами понимаете, не зря, ибо на этот они проявились в театре в своем едва ли не самом тяжелом виде – в виде "нашествия" школьников. Не могу сказать точно, задали ли им прочитать Андреева в школе, или была какая-то другая причина массовому преобладанию в зале возрастной категории "до 18-ти". Она, причина, в общем-то, и не важна. Важно, как мы увидим впереди, именно следствие.
…Редкий по сценической красоте момент: танец главных героев. Звучит "Последняя осень" ДДТ; она – почти обнажена (отмечу особо – обнажена абсолютно логично, закономерно, изящно и нисколько не пошло).
По залу проносится дружное "вау"; народ оживляется, отвлекается от "асек", начинает бодро делиться впечатлениями. Голос сзади:
– Ни фига себе пельмень! Пожалуй, стоит ходить в театр почаще…
…Да здравствует следствие! Возможно, когда-нибудь моего неведомого "друга" приведет к нему совсем другая причина.
Клоунские выходки
День всех влюбленных: цветы, свечи, романтика. И – "Снежное шоу" Славы Полунина (кто это такой, думаю, пояснять не стоит; особо "невежественным" же рекомендую вспомнить хотя бы хрестоматийное "Асисяй"): какое же, в самом деле, 14-ое февраля без печальных клоунских выходок (шутка №2)?
К несчастью, от тех самых горячо мною любимых печальных клоунов в представлении (состоявшемся, кстати, все в том же Академическом театре) осталось очень мало. Зато в нем в изобилии наличествовали всякого рода "спецэффектные извращения", как-то: сценический променад одного из членов массовки внутри прозрачной сферы, растягиваемая над головами зрителей нескончаемая синтетическая паутина, имитированные с помощью мощной турбины снежные вихри и под конец даже запущенные прямо в зал "попрыгать" огромные разноцветные шары…
Пока я со своего 3-го ряда балкона смотрела на сцену, всеми силами пытаясь уловить (сейчас скажу изящно!) концепцию происходящего, моего соседа (вполне "цивильный" с виду парень) терзали совсем иные мысли.
Нетерпеливо поерзав, раз десять разгладив "праздничные" штаны, покрутив в руках номерок (естественно, в самый неподходящий момент громко его уронив) и, наконец, окончательно не выдержав, – своей спутнице: "Слышь, опять прокололись: в ТЮЗ дешевле было".
День всех влюбленных: цветы, свечи, романтика…
Хорошая штука – терпимость
В Орле – редкие гости: актеры калмыцкого республиканского молодежного театра "Джангар". А значит, на повестке дня (вернее, вечера) – не домашняя канитель, "пяленье" в телевизор или "гули-гули" с подругой, а ни много ни мало драматическая фантазия "Сердце матери".
На сцене ожесточенно борются друг с другом за человеческую душу добро и зло, изгибаются в агрессивных танцах тела, накатывают черные полиэтиленовые "волны". Но вот – блаженное затишье, и…
Пам-пам-парам-там-та…
– Нет, я в театре. Приду попозже. Что? Котлеты в холодильнике. Ну, давай. – Сидящая рядом объемных размеров дама прячет мобильник в сумочку и, сообщив местонахождение котлет не только оголодавшему собеседнику, но и доброй половине зала, как ни в чем не бывало продолжает смотреть спектакль.
Напряжение нарастает. Сын решается отобрать у собственной матери сердце, чтобы отдать его любимой – разумеется, злой и нехорошей женщине…
Но что это? Еще один звонок "сотрясает" притихшие театральные своды. Этого уж моя пышная соседка не может перенести и, перегибаясь через ряд, со сдержанной яростью произносит (и снова не то чтобы очень тихо)
– Елки-палки! Вас же попросили перед началом спектакля отключить мобильный телефон!
Что и говорить – хорошая штука терпимость. Особенно к собственным недостаткам…
Осторожно: кошка!
Вполне культурный вечер в орловской филармонии. На этот раз посетителей даже несколько больше, чем обычно – играет лауреат международных конкурсов, пианист… вот беда, имя забылось. А вроде не так давно это было. Ох, не доводит до добра студенческая жизнь: уши глохнут, зрение портится, склероз вот преждевременный… Ну, ничего, как-нибудь без имени обойдемся.
Был бы этот концерт самым обычным, если бы не… кошка. Самая обыкновенная тигровой окраски, пухленькая кошка, обнаружившаяся перед началом под стулом у одной из слушательниц. Слушательнице этой, кстати, пришла в голову, прямо скажем, не очень хорошая идея приобщить к классической музыке ребенка лет трех-четырех. Естественно, животное было пытливым младенцем обнаружено, не единожды поглажено по спинке и даже пару раз потянуто за хвост, пока какая-то добрая душа из обслуживающего персонала не догадалась отнять у чада сию "игрушку". А тут и улыбающийся исполнитель подоспел.
Как известно, все хорошее когда-нибудь кончается. Но не забывается…
Вполне достойно исполненный шквал диссонансных прокофьевских аккордов вызывает законные аплодисменты. Лауреат встает, раскланивается, снова садится, выдерживает перед очередным произведением программы внушительную паузу…
– Мама, а коска тозе мозет иглать на пианино?
Надо отдать музыканту должное: если он и подумал, что этот "комплимент" относится к его исполнительских способностям, то ничем этого не показал.
Риторические вопросы
Закончу, уж не обессудьте, опять театром.
После тюзовского спектакля "Кураж" (по Бертольту Брехту) – что-то вроде творческой встречи с актерами. Вот уж никогда не понимала, зачем мучить и без того уже только что сказавших все своей ролью исполнителей. Тем не менее, в зале осталось человек тридцать – надо полагать, особо пытливых. И "пошла писать губерния" – в смысле, начались вопросы.
Видимо, одному из гостей, сухому, жилистому дедульке, одетому в хаки (!), не очень понравилась идея изображения на сцене Войны красивой нарядной девушкой. Время от времени он заметно оживлял вяловатое течение беседы негодующими репликами (что-то вроде "Это вам военные заказ на пропаганду сделали, и производители тоже – чтоб было куда оружие сбывать!"), а раз даже сделал попытку подраться со своей соседкой – маститым московским критиком Ириной Холмогоровой.
Смешно, конечно, но и грустно тоже: для чего, получается мы ходим на выставки, концерты, в театры (кино- и просто)? Для того, чтобы найти там лишнее подтверждение своим идеям и ощущениям? А если его не находится – что же, сразу вот так и плеваться, непонятно в кого и зачем? Вопросы, разумеется, чистой воды риторические…
И в заключение…
Вот так вот: от смеху до греху – один шаг (шутка №3). Не обижайтесь на меня, добрые публичные люди! Лучше посмейтесь над собой – может, оно и легче станет…
Юлия Астрахан

Распечатать другу

Комментарии


14 Mar : 08:23

Anna

"Публичные люди" - здорово. Советую всем почитать - получите моральное удовольствие

Опрос


Начинается новый учебный год. Ваше отношение:


Ура! Учёба начинается!

Наконец-то встречусь с однокурсниками

Начало учебного года - обыкновенный день: ни радости, ни печали

Я совсем не отдохнул от прошлого учебного года, а тут всё сначала...

Учеба - это каторга!