МИР, ПРОНИЗАННЫЙ КРАСОТОЙ (пространство и время в спектакле «О чем печалишься, душа моя?»)

16 Mar 2009 - 14:59

Спектакль «О чем печалишься, душа моя?» предназначен для подготовленного зрителя. Лично у меня после посещения театра, помимо прочих чувств, возникло ощущение гордости, так как уровень моего образования уже позволяет понимать такие прекрасные вещи и даже делать определенные выводы.

Спектакль повествует о последних днях знаменитого ученого-литературоведа М.М. Бахтина. Действие наполнено воспоминаниями этого выдающегося человека, его мечтами, которые не покидали Михаила Михайловича до конца жизни.
Конечно, время здесь течет нестрого, а пространство меняется, то расширяясь до сказочного острова Пантагрюэля, то сжимаясь до сада, где молодой Бахтин делает предложение своей будущей жене. Трудно понять, развернулся ли перед нами красочный сон умирающего, но сохранившего юную душу литературоведа, или мы стали свидетелями страшного видения: Великого Инквизитора, пришедшего убеждать своего ярого противника в неверности его суждений. Ни на секунду не возникает мыслей, что все это лишь бред старика, который, по словам простушки-сиделки, сам не понимает, о чем говорит. Нет! Нам дано проникнуть во внутренний мир удивительного человека, где хранится все прекрасное, что он смог разглядеть в этом мире и бережно сохранил для нас. А красота, подлинная красота не терпит единства времени и места, она развеяна в пространстве и доступна каждому, кто протянет чистую руку от чистого сердца. Однако «единое место» все же есть – это высшая сфера, идиллический рай, куда разрешен вход не всякому. Например, туда может войти сиделка Бахтина – олицетворение народной доброты и простосердечия, но туда заказан путь запятнанному кровью коммунисту, умирающему в соседней палате. А уж Михаил Михайлович свободно гуляет в этом раю об руку с обожаемой женой и любимыми героями.
Действие повествует и о жизни ученого. Хотя зрителям представлены лишь два коротких эпизода, совершенно понятно, что Бахтин не менялся с годами: и молодым человеком, полным надежд, и стариком, униженным, запертым в глуши без книг и возможности работать, он продолжал нести людям красоту, разъясняя то, чем жил сам, и, сытый духовной пищей, был счастливее многих.
Художественное время в спектакле вливается в реальное, но, если суровая действительность дома престарелых, это лишь рамка повествования, то воспоминания и видения Бахтина таят в себе и основную мысль пьесы, и ее эстетическое значение. Зрители не восприняли бы монологи великого философа литературы, если бы они не были проиллюстрированы отдельными яркими эпизодами, контрастными серым, безрадостным и одиноким будням.
Время в спектакле можно назвать мифологическим, так как главный герой постоянно перевоплощается, оказываясь то участником шумной пирушки Пантагрюэля, то собеседником Великого Инквизитора. С другой стороны, очевидно стремление к вневременному; это связано со спецификой пьесы: она должна не развлечь зрителя, а заставить его задуматься о высоких материях… о смысле жизни… Словом, о том, что одновременно оторвано от реальности и существует в ней постоянно.
Что касается концовки спектакля, мне кажется, что Бахтин не смиряется с действительностью, решая дожить последние дни без тоски об ушедшем. Напротив, он понимает, что красота, которой он поклонялся, не ушла со смертью жены, не разбилась о скалу советского скептицизма. Она все еще живет, невидимая и непонятная обывателю. А задача героя: открыть ее миру. Поэтому символичен уход Бахтина к студентам, с нетерпением ждущих своего учителя.
Алина Борисова

Распечатать другу

Опрос


Начинается новый учебный год. Ваше отношение:


Ура! Учёба начинается!

Наконец-то встречусь с однокурсниками

Начало учебного года - обыкновенный день: ни радости, ни печали

Я совсем не отдохнул от прошлого учебного года, а тут всё сначала...

Учеба - это каторга!