Предупреждён – значит – вооружён

17 Mar 2009 - 08:11

Когда в августе прошлого года грузинские войска вошли в Цхенвал, американские граждане были уверены в том, что Россия напала на Грузию. Парадокс? Нет, всего лишь тщательно спланированная компания в СМИ, которая удалась благодаря ранее созданному мифу об имперских амбициях России. О том, кому и зачем это было нужно, предоставляю право судить политологам. Цель этой публикации – рассказать (или напомнить) о том, что мы живём в мире, переполненном мифами, и, значит, нужно иметь собственную голову на плечах, чтобы на её месте не оказалась чужая.

В настоящее время миф переживает своё второе рождение. Вернее, он никогда и не умирал, а всегда оставался одним из способов осмысления мира. Но сегодня, помимо «естественных» мифов («высшей, самой конкретной и эмоционально окрашенной правды для мифологизированного сознания» и мифов, рождённых из-за недостаточных знаний), появились мифы «искусственные», которые призваны управлять человеческим сознанием. Это стало возможным благодаря бурному развитию психологии и, в частности, возникновению в XX в. новой её отрасли – науки о поведении (Джон Уотсон) - и учения о бессознательной психике З. Фрейда. Плодами науки, как всегда, поспешили воспользоваться отнюдь не романтики. Нынешние мифотворцы – политики и рекламщики - отлично знают теорию мифа, причины его возникновения и способы создания.
Примеров достижения политиками поставленных целей благодаря управлению человеческим сознанием очень много. Но вот один из них. В середине 40-х гг. в США развернулась мощная предвыборная компания. Чтобы получить большинство мест в конгрессе, республиканцы создали новый образ врага («Советы – пятая колонна в Америке») и начали активно с ним бороться. Несмотря на то, что фактически это было Дон-Кихотовским сражением с ветряными мельницами, лишённые объективной информации американцы приняли всё за чистую монету. В сентябре 1946 г. директор ФБР Гувер, выступая на съезде американского легиона в Сан-Франциско, сослался на 100000 коммунистов, проникших в газеты и всюду. Цитаты из доклада появились в печати, которая, естественно, работала на власть или не смела ей сопротивляться, и началась антикоммунистическая истерия, которая привела республиканцев к желанной победе. Как видно из приведённого примера, партия воздействовавла на коллективное бессознательное, т.е. апеллировала к первобытному представлению об угрозе врага. Однако в первобытном обществе оно было необходимо для сплочения людей, чтобы выжить в опасных для жизни условиях, а не для личных целей вождя.
Что касается рекламы, то она, используя имеющиеся у человека ценности (например, стремление к богатству, власти, славе) воздействует на личное сознание. Более того, она сама формирует ценности. Эта проблема затронута в романе В. Пелевина Generation «П», в котором бывший студент Литературного института вынужден заниматься рекламой: «И он, и другие участники изнурительного рекламного бизнеса вторгались в информационную среду и пытались так изменить её, чтобы чужая душа рассталась с деньгами. Цель была проста – заработать крошечную часть этих денег. С другой стороны, деньги были нужны, чтобы приблизиться к объектам этой панорамы самому. В сущности, это было так же глупо, как пытаться убежать в картину, нарисованную на стене». Реклама создаёт как бы «параллельный мир», в котором нельзя выжить без прокладок, шампуней, духов, автомобилей и т.д. Один из рекламных роликов, например, создаёт миф о том, что мужчина может добиться расположения женщины благодаря бритве «Джилет». На самом деле, чтобы достичь этой цели нужно не просто хорошо выглядеть (а это возможно и при использовании другой, возможно, более дешёвой бритвы), но и иметь определённые человеческие качества, способные заинтересовать женщину.
То, к чему может привести подобная игра с реальностью, описал в своей антиутопии «О дивный новый мир» Олдос Хаксли (1984-1963). В новом мире Хаксли нет истории: она забыта, вычеркнута за ненужностью, а управление человечским сознанием осуществляется хоть и безболезненно, но от этого не менее страшно. При воспитании детей используется гипнопедия – бесконечное повторение одних и тех же фраз во время сна. В результате они воспринимаются как неопровержимые истины, в которых даже в голову не придёт сомневаться. Герои Хаксли изъясняются гипнопедическими фразами, внедрёнными в их сознание, они не привыкли думать. В новом мире нельзя допустить и мысли, что «назначение жизни состоит не в поддержании благоденствия, а в углублении, облагорожении человеческого сознания» (Хаксли).
Осознав всю опасность, которую несут в себе современные мифы, учёные начали искать пути выхода из сложившейся ситуации. Так, Ф.В. Шеллов-Коведяев – кандидат исторических наук, профессор Государственного университета – Высшей школы экономики и Московской школы экономики в статье «Сознание – миф – жизнь» пишет: «Огромное количество мифов, которыми ныне живёт русское общество и власть, угрожает нашему будущему. Но отсюда следует только то, что взамен их следует сложить другие». Так, Ф.В. Шеллов-Коведяев предлагает ради возрождения мощи России создать миф о державе, который, по его мнению, будет плодотворнее, чем миф об империи»: Прежде чем говорить о реставрации в России империи, надо ответить на вопрос: готовы ли мы брать на себя ответственность за каждую живую душу туркмена, грузина, украинца, поляка и др., проживающих в бывших республиках СССР или государствах бывшего восточного блока?»
В то же время не менее авторитетный мыслитель Э.А. Паин считает, что нельзя заменять «плохие» мифы на «хорошие» даже ради благой цели: «Всё же, при всём многообразии форм мифа, все они сохраняют свою родовую сущность, а именно – искажённое, неадекватное отражение реальности, то есть это ложное знание».
Уже сами рассуждения о том, обманывать людей или нет, говорят о том, что современный человек стал объектом манипулирования. С другой стороны, мы сами виноваты в том, что не хотим думать и предпочитаем, чтобы кто-нибудь подумал за нас. Разочарование в возможностях разума и надежда на чудо – ещё одно звено проблемы. Так как же разорвать эту цепь, сковывающую современного человека как раба? Прежде всего, ни в коем случае не создавать ни «хороших», ни «плохих» мифов. Но так как этот совет адресован сильным мира сего, он вряд ли повлечёт за собой желаемые действия (кто же будет пилить ножки стула, на котором сидит?). Поэтому революцию за освобождение мозга придётся начинать «снизу». Слава богу, брать в руки оружие не понадобится. Достаточно приучить себя размышлять, а не принимать всё на веру и читать книги классиков, научную литературу, качественную прессу. Кроме того, нужно всегда стремиться к истине, ведь «даже самая нищая и нагая, она прекраснее и возвышеннее разряженной и блистательной лжи» (И. Ньево).
Анна Чикунова, студентка 5-го курса отделения журналистики ОГУ
Распечатать другу

Опрос


Начинается новый учебный год. Ваше отношение:


Ура! Учёба начинается!

Наконец-то встречусь с однокурсниками

Начало учебного года - обыкновенный день: ни радости, ни печали

Я совсем не отдохнул от прошлого учебного года, а тут всё сначала...

Учеба - это каторга!