Уйдя в раздумья с головой... (о спектакле Е.Гришковца «Как я съел собаку»)

21 Mar 2009 - 13:54

В чём смысл спектакля? –А в том, что человек всегда во всём ищет смысл. Он пытается понять, вникнуть в суть происходящего и постоянно терзает себя вопросами. Кто есть он на Земле? Зачем он живёт? Что такое счастье? Почему так, а не иначе устроен мир?

Это спектакль- путешествие; странствие героя внутрь себя; обращение каждого человека к глубинам своей души. Как будто отрывки из чьего-то дневника; эпизоды жизни, которую прожил кто-то очень знакомый и одновременно слишком непонятный. «Не ясно, где я, а где персонаж. Это часть биографии»,- говорит Гришковец. Не разобрать и нам, почему множество воспоминаний этого человека бессознательно являются нашими общими с ним и со многими, до этого казавшимися исключительными, ощущениями.
Постановка спектакля настолько напоминает устройство этого мира, что невольно чувствуешь своё одиночество, какую-то сиротливость, всеобщую неустроенность и душевный холод. один автор, один режиссёр и один актёр- вот модель жизни каждого. Человек сам пишет свою роль, сам её играет и озвучивает. А взаимодействие с другими людьми- это только разрозненные фрагменты встреч с окружающими иной раз при весьма забавных, а иногда и вовсе не приятных обстоятельствах.
Персонаж словно высвечен, виден насквозь. В декорациях как будто заложены атмосфера взгляда снаружи внутрь и сосредоточение на чувствах и эмоциях. Мимика, жесты актёра в белом на синем квадрате сцены в тёмноте постоянно удерживают на себе внимание зрителя и возвращают из раздумий об услышанном.
Спектакль построен по принципу некоей ретроспективы. От бытовых картин повседневной жизни зрелого человека, часто поступающего нелогично, у которого нет времени и желания остановиться и подумать о чём-то важном и существенном, Гришковец переходит на самые чистые и радостные воспоминания детства, когда было «не особо весело, но и не скучно», когда всё интересно и всегда можешь найти себе занятие. Переживания ребёнка, открытия, своё восприятие мира, наверное, с возрастом сменяются чем-то туманным.
А ведь поначалу путь бывает определён- школа, армия и т.п.,- но человек это проживает с нежеланием существовать по таким правилам. А потом получается как в словах А.Чехова: «То, что кажется нам серьёзным, значительным, очень важным,- придёт время, будет забыто или будет казаться неважным». И наоборот, то, чем человек не дорожил, уйдёт от него, оставив в его сердце пустоту. А жизнь ждёт от каждого действий, собственных решений, выбора своего пути.
С раздумьями о себе и душе, о прожитой жизни появляется новый человек. «Как будто я, но и не я,- говорит Гришковец.- А до этого была своя целая жизнь, свои предметы». И здесь уже ничего не остаётся, как строить свой дом, свой мир, своё счастье, пусть от старого, на первый взгляд, ничего не осталось. Нужно поднять голову и отнестись к сути нашей жизни не растерянно вглядываясь: «небо обязательно там было. Но я туда не смотрел»,- а увидеть это небо, понять нового человека, понять суть самого себя.
Сенина Татьяна, студентка 5-го курса отделения журналистики

Распечатать другу

Опрос


Начинается новый учебный год. Ваше отношение:


Ура! Учёба начинается!

Наконец-то встречусь с однокурсниками

Начало учебного года - обыкновенный день: ни радости, ни печали

Я совсем не отдохнул от прошлого учебного года, а тут всё сначала...

Учеба - это каторга!