"Я однажды проснусь, а вокруг мир другой…"

24 Apr 2009 - 09:25

Театр — это удивительный мир, в котором как в зеркале отражаются проблемы общественных и общечеловеческих отношений, тайны бытия и картины повседневности. Каждое соприкосновение с этим миром — отдельная история, сопряженная с ощущением приятного волнения, предчувствием неожиданного, способностью пересматривать свои жизненные ценности и ориентиры, страдать и радоваться вместе с другими.

Лаборатория театральной деятельности поражает сложностью и многообразием — драматургу, режиссеру, актерам необходимо разобраться в мире перипетий повседневной жизни, пролить свет на интересующие проблемы и облечь их в определенную художественную форму. При этом режиссер играет роль дирижера, руководящего процессом рождения нового творения.

Образ такого режиссера-творца постарался создать эстрадный студенческий театр «Веселая маска» в постановке «Фантомы театра», представлен-ной на суд зрителей фестиваля «Студенческая весна – 2009». Коллектив «Веселая маска» работает при кафедре режиссуры театрализованных представлений Орловского государственного института искусств и культуры. Уже более четырнадцати лет театром руководит заслуженный работник культуры Светлана Ивановна Гавдис.
Представленный спектакль — попытка изобразить историю Режиссера в трехплановой проекции: педагог, толкователь, зеркало. Немалую роль в организации восприятия играет название постановки — «Фантомы театра». Оно указывает на то, что сфера описываемого в спектакле будет связана с театральной деятельностью, а понятие «фантом» позволяет зрителю переместиться в область призрачного, бестелесного, невидимого.

Педагогическая составляющая базируется на том, что режиссер в первую очередь, наставник, помогающий выбрать путь, по которому должен следовать актер. В спектакле он подсказывает Актеру выбор определенной позиции. Изображаются моменты неприятия Актером точки зрения учителя, нежелание работать и момент познания тайн бытия и, как следствие, наслаждение красотой жизни.

Функция толкователя связана с авторской интерпретацией определенных событий и понятий. В данной части спектакля показаны искания творческой личности, реализующиеся в образах-символах, таких как знак вопроса и перо.

С функцией зеркала связаны принципы изображения действительности, такие как: правдивость, четкость и ясность, и методы работы режиссера с актером: с одной стороны режиссер показывает актеру, что нужно делать, и актер зеркально повторяет действия наставника, с другой — режиссер дает советы актеру и таким образом определяет его вектор развития. В этом плане примечателен эпизод, где Режиссер показывает Актеру движения, вначале Актер их копирует, а затем начинается этап его собственной работы.

Однако, наверное, будет неправильно заключать данный спектакль в строгие границы одной точки зрения. Создатели сами признаются, что хоте-ли дать возможность зрителю самому поразмышлять над затрагиваемыми вопросами. Постановка отличается условностью изображаемого, за которой чувствуется желание показать общечеловеческие проблемы. Гасится свет, на сцене видны лишь белые костюмы актеров, зритель не видит ни их лица, ни окружающей обстановки, герои не произносят слов, слышатся только звуки музыки… Полное отстранение от изображения характеров через видимую деталь позволяет актерам раскрыть основные проблемы постановки вне времени и пространства. Единство пластики, жестов, музыки становится ведущим в изображении художественных реалий.

В центре внимания — судьба творческой личности, находящейся в по-иске своей позиции, борющейся с препятствиями, испытывающей муки творчества и мечтающей о преображении окружающего мира. Контраст белого и черного показывает четкое разделение на категории добра и зла, между которыми не может быть компромиссов.

Большую роль в спектакле играют возникающие образы-символы: знак вопроса — воплощение творческих исканий; перо — вдохновение, легкое, порхающее, и непостоянное, способное ускользнуть в любую минуту; звезды, солнце и луна — с одной стороны идеал, приблизиться к которому стремится любой творец, с другой — символ надежды на преображение действительности.
Однако данная интерпретация не является окончательной, это лишь плод размышлений и умозаключений, взращенный на субъективном восприятии автора данной статьи.

Вообще, одной из особенностей спектакля является способность дополнительных атрибутов, выполняющих функцию вневременных символов, трансформироваться и принимать различные формы в зависимости от ситуации. Так, лента в одном эпизоде становится похожа на змею, являющуюся олицетворением темных начал, в другом — это уже животворный источник, из которого Актер черпает силы. Особое символическое наполнение приобретает и песня из репертуара Николая Носкова, исполняемая в финале спектакля. В ней заключена вера творца в наступление светлого мига преображения действительности. Она есть словесная интерпретация ещё и светлой мечты молодого человека — студента, решившего связать свою судьбу с творческой деятельностью:

Я однажды проснусь, а вокруг мир другой
Светел, чист, бесконечно прекрасен
А на троне высоком — царица любовь…
А на меньшее я не согласен.

Елена ВДОВЕНКО
Распечатать другу

Опрос


Начинается новый учебный год. Ваше отношение:


Ура! Учёба начинается!

Наконец-то встречусь с однокурсниками

Начало учебного года - обыкновенный день: ни радости, ни печали

Я совсем не отдохнул от прошлого учебного года, а тут всё сначала...

Учеба - это каторга!