О нелепости в рекламе

27 Jul 2009 - 09:52

Реклама окружает нас везде: в печатных изданиях, на радио и телевидении, на улице. Её бестактное вмешательство в жизнь уже почти не раздражает. Если соблюдается мера. А в рекламе этого не хватает. Зато гиперболизации и нелепости — хоть отбавляй.

Как-то до моего слуха долетели звуки одной рекламы. Цитирую по частям. «Подумайте о себе. Подумайте о своих близких…». Я насторожилась и посмотрела на экран. «Ещё не поздно приобрести то, что никогда не обесценится». Наверное, о каком-нибудь новом лекарстве скажут. Например, о том, что поможет излечиться от алкоголизма или наркомании. Или вообще пропаганда здорового образа жизни. Фраза, которая прозвучала потом, сразила меня наповал. «Только в июне в сети ювелирных магазинов *** (название, в общем, значения не имеет — прим. автора.) 10-процентные скидки на украшения». Приехали. Это называется «подумайте о себе и своих близких». Оказывается, для моих близких ничего дороже серёжек или колечка и быть не может. Понятно, конечно, что реклама призвана привлечь внимание. Более того, здесь нет ни слова неправды. Золото ещё ни разу не упало в цене. От золотого запаса зависит наше материальное благополучие. На деньги можно купить свободное время, лекарства... Конечно, на первом месте — удовлетворение физиологических потребностей. Но все ведь прекрасно знают, что счастья, здоровья, любви купить нельзя, даже если у вас дома живёт Золотая Антилопа. Вот так вечные ценности уступают место ценностям приходящим.

Идём дальше. Реклама «из той же оперы» — о современных ценностях. «В Париж! С Ним! Через 14 дней!.. Но моя улыбка недостаточно белоснежна». Какая трагедия! Это ведь равносильно цинге в последней стадии. Жизнь не удалась. Но есть чудо-паста, которая может помочь в столь непростой ситуации. Героиня спасена! «Теперь моя улыбка для Него дороже всех бриллиантов!» — восторженно восклицает девушка. Ага, а раньше героиня ему вообще не была нужна. Вот он, путь к сердцу мужчины. Он ослеплён улыбкой и за ней не замечает самой девушки. И можно было бы не обращать внимания на эту рекламу, если бы в ней говорилось о здоровье зубов, потому что это действительно важно. Доказано, что зубы и внутренние органы человека взаимосвязаны. Поэтому против пропаганды здоровья никто слова не скажет. И дело даже не в красоте, в данном случае — красоте улыбки. Если не обращать внимания на эти детали и просто принять такую рекламу, в ней невозможно найти ничего плохого. Но давайте немножко проанализируем ситуацию. Встречают по одёжке. Эта истина всем известна, и изменить мы ничего не можем. Но проблема в том, что сейчас и не важно, что под этой одёжкой скрывается. Сам человек, его характер, душевные качества, способности сразу отметаются. Важна только одёжка, в буквальном смысле, только внешность… Но мы ведь говорим о рекламе зубной пасты. В обязанности создателей рекламного ролика не входят пасторские проповеди.

Наверное, многие родители вздохнули с облегчением, когда из сетки дневного вещания убрали рекламу спиртных напитков. Зато она нашла место в печатных изданиях.
Журнал «Вокруг света». Серьёзное издание с большой историей. Ноябрь 2008 года. Материал «Земля журавля» (из заголовка понятно, о чём речь). И да здравствуют чудеса вёрстки! Материал (непосредственно текст) на две полосы, но его решают разделить рекламой. После чудесных фотографий величавых птиц — реклама водки… «Журавли». Я сначала подумала, что это шутка такая. Специально подсчитала: на страницах этого номера спиртное рекламируется 14 (!!!) раз.

Для сравнения. Журнал того же типа, «GEO», злоупотребляет рекламой подобного рода гораздо меньше. Честь и хвала!

Особенно интересно видеть рекламу спиртного в спортивных изданиях.
Но не ушла «пропаганда» зелёного змия и с телевидения. «Переползла» на более позднее время. Сейчас, с появлением антиалкогольного ролика, озвученного голосом российского документального кино, С. Чонишвили, реклама спиртного смотрится не просто нелепо, но как-то дико. Когда проводится очередной пивной конкурс с общим призывом «Поднажмите, мужики!», становится страшно, особенно на фоне статистики из того самого антиалкогольного ролика. По-моему, возникает закономерный вопрос: а зачем вообще тогда реклама спиртного? Если в России так много пьют, что из-за этого происходит угасание этноса, не логичнее ли вообще отказаться от рекламы алкоголя хотя бы на телевидении?

Особое внимание следует уделить музыкальному сопровождению рекламных роликов. Здесь камень полетит в огород региональных рекламщиков. Не знаю, существуют ли в этой сфере деятельности правила монтажа, но если существуют, то они грубо нарушаются.

Реклама Брянского хлебокомбината. Старая чёрствая буханка хлеба (дедушка с бородой и палочкой) рассказывает пряникам, бубликам и батонам историю. «Много-много буханок назад стояла в лесу Брянском Печка. И наслали на неё враги чипсов да сухариков заморских. День и ночь трудилась Печка и так много всего напекла, что пришлось недругам убраться восвояси». Рассказ происходит на фоне того самого Брянского леса. И звучит музыка из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик» — «Танец феи Драже». Более нелепого сочетания придумать просто невозможно. Первое, что приходит в голову в подобной ситуации — «Священная война»: Брянский лес, партизаны, враги. Конечно же, эта музыка, вообще вряд ли может использоваться в рекламе — слишком уж сильная. Но с чем-то волшебным, полуночным, лёгким, почти невесомым и таинственным лично у меня подобная история с буханкой-партизаном не ассоциируется вообще. Популяризация классической музыки — это, конечно, хорошо. Но при этом нужно самому знать, что это за музыка и в какой ситуации она уместна. А то очень уж у нас любят злоупотреблять «Сарабандой» Генделя и «Каноном» Пахельбеля. Когда в рекламе используется просто красивая музыка без учёта её истории и языка, это приводит не только к нарушению правила монтажа, но и к нарушению восприятия.
А иногда даже возникает комический эффект. Примером этого может служить следующий случай. Реклама косметики (ювелирных украшений или меховой выставки). Целевая аудитория — женщины. А за кадром звучит композиция из мультфильма «Спирит» (по имени главного героя картины — иноходца). И как это понимать? Женщина и лошадь: найди десять отличий? Из этого можно смело сделать вывод: нужно не только подбирать хорошую мелодию для рекламы, нужно, чтобы она соответствовала содержанию ролика.

Конечно, на такие мелочи можно не обращать внимания. Хорошая музыка никому не повредит. В конце концов, спасение утопающего — дело рук самого утопающего, т.е. если личность хочет развиваться, то она это будет делать. Воспитание и качество знаний на 99 % зависит от нас самих. А я сейчас просто придираюсь и говорю о том роде деятельности, в котором ничего не смыслю. Это просто обывательский взгляд. Я не специалист. Я понятия не имею, как создаётся реклама и что для этого нужно. Но я, как и миллионы людей, должна на рекламу «клюнуть». Она создаётся для потребителей, в том числе и для меня. А значит, я должна её оценить. Не важно, как человек относится к рекламе вообще. Важен результат воздействия. А о каком эффекте может идти речь, когда подобная подача только смешит или шокирует потребителя?

Ирина РОМАШОВА.
Распечатать другу

Опрос


Начинается новый учебный год. Ваше отношение:


Ура! Учёба начинается!

Наконец-то встречусь с однокурсниками

Начало учебного года - обыкновенный день: ни радости, ни печали

Я совсем не отдохнул от прошлого учебного года, а тут всё сначала...

Учеба - это каторга!