Эпоха Вырождения, или Спасите детство

27 Jul 2009 - 09:57

Наверное, у каждого в детстве была мечта. Я, например, хотела стать художником. Семья была категорически против, разве что за исключением крёстного и по совместительству наставника в азах живописи, художника-любителя. А я хотела не просто писать картины, пусть и с заключённой в них жизнью, но всё же статичные. Лет с десяти я мечтала рисовать мультики. Когда крёстный-гуру услышал о моём твёрдом намерении, он задал мне один-единственный вопрос: «Ты думаешь, что у российской анимации есть будущее?».

Потом, с возрастом, желание создавать живой мир своими руками исчезло — я вдруг открыла, что художник должен обладать даром, а не просто способностями. Тогда рисование стало просто увлечением, а не смыслом жизни. Но иногда всё же мне снятся мультики, мои собственные — так и не нарисованные.

А увидеть что-то более или менее приличное наяву… Об этом приходится только мечтать. Последняя приличная вещь на моей памяти — «Князь Владимир»: и музыка, и графика, и идея. И то, помнится, мультик вышел намного позже, чем планировалось. А мог и вообще не выйти (работа даже была прекращена из-за недостатка средств). Прошло уже довольно много времени, а о второй части вообще ничего не слышно, хотя ещё при создании первой она планировалась. Ну да ладно, спасибо, что хоть первую вытянули.

Все мы выросли на советских мультиках и фильмах-сказках. И как бы сейчас не ругали или не превозносили Советский Союз, неоспоримым фактом является то, что тогда о нравственном воспитании детей действительно заботились. Ребёнок ведь наиболее восприимчив к игре. А сказка, тем более её экранизация, — это тоже игра. С помощью мультипликационных персонажей маленький человечек познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, пусть и не осознанно.

Не знаю, может, я «изобретаю велосипед», но у меня есть одна теория. Конечно, она относится не к мультфильмам, а к сказкам и литературе вообще. Я считаю, что в нашей жизни есть определённая доля фатализма. И эту долю определяем мы сами. В детстве. Маленький человечек выбирает наиболее близкий ему художественный образ. (У всех ведь есть любимая сказка, но часто мы затрудняемся ответить, почему именно она запала в душу.) Неосознанно ребёнок выбирает путь любимого персонажа. И так он сам становится новым сказочным персонажем, но только в реальной жизни. Можно сказать проще: «Вся жизнь — театр, и люди в нём актёры и каждый исполняет свою роль».
Но пусть даже теория останется теорией, неоспоримо то, что психика человека, характер закладываются в детстве. Нетрудно угадать, каким станет человек, выросший на мультсериале «Том и Джерри», например. Наш аналог этих «кошек-мышек», «Ну, погоди!», добрее и поучительнее. Да и рассчитан, наверное, на более взрослого зрителя. Только ведь ребёнок не будет разбираться, на какой возраст рассчитан мультик. Он будет просто смотреть. И учиться неоправданной жестокости. И дело даже не в конвейерных мультфильмах made in USA, на которых выросло поколение детей 90-х годов. А в том, что именно эти мультфильмы, в основном, нас и «воспитали». И пусть государство сколько угодно кричит о защите детей, принимает законы, ужесточающие наказание за преступления против несовершеннолетних… Заняться нужно мозгами людей. Не ментальностью, конечно, а воспитанием. И в этом может помочь кинематограф.
Вы можете вспомнить хоть одну сказку для детей, снятую в последние годы? Лично у меня с этим большие проблемы: вспоминаются только фильмы-сказки 60–80 годов прошлого века. Почему-то тогда можно было снимать фильмы для детей, хотя не было никаких «компьютерных возможностей». Да, сейчас, современному зрителю, полёт какой-нибудь заслуженной Бабы-Яги СССР в исполнении Георгия Милляра кажется смешным, неуклюжим, ненастоящим, невзаправдашним. С помощью современных технологий можно сделать такой же полёт «аки жив». Только никто не делает. То ли сказки все уже пересняты, то ли сниматься в роли Бабы-Яги никто не хочет. Зато молодые зрители дружно и безоговорочно следят за приключениями героев «Гарри Поттера» и «Сумерек».

В конце июня в «Литературной газете» появился материал о том, что современное кино «опопсело». Не мои слова, а автора того материала. Не могу не согласиться. У меня телевизора нет, так что я, слава богу, избавлена от информационного загрязнения. На самом деле, отсутствие «лучшего друга семьи» (т.е. телевизора) в доме будущего журналиста не такая уж и драма, как это может показаться на первый взгляд (хотя очень люблю документальное кино). Жизнь становится труднее, когда приезжаю домой. Особенно трудно сейчас, на каникулах (пусть официально сейчас и практика). Помните, как в мультике из серии «Весёлая карусель»? Мама приходит с работы, мама снимает боты, мама заходит в дом… а там её поджидает какой-нибудь сериал, который уже до смерти надоел, но выбирать не приходится. Если бы я была директором канала, ни за что бы не пропустила подобную чушь в эфир. Игра актёров оставляет желать лучшего, а о наивности и жестокости вообще молчу. И действие не сходит с мёртвой точки серий десять. И ведь находятся же поклонники у этих сериалов. Хотя, с другой стороны, разве выбор велик? Даже если собрать дома огромную фильмотеку, современное кино будет напоминать о себе. Всё время пересматривать старые ленты когда-нибудь надоест, и рука потянется к пульту. И болото современной массовой культуры поглотит среднестатистического жителя нашей страны.

Это всех смущает. Это многим не нравится. А выбор-то и правда невелик. Мне трудно судить обо всех фильмах (тут, наверное, надо обратиться за консультацией к А. Ю. Комарову), но того немногого, что мне пришлось видеть, хватает, чтобы выявить тенденции современного русского сериала. В библейскую историю о Каине и Авеле вплетаются всевозможные интриги, погони, перестрелки, оборотни в погонах, жёны Урий, Фамари и Амноны. Сценаристы выбрасывают столько грязи, что желанного катарсиса не происходит. Грязь так и остаётся грязью, какими бы тайдами и ванишами её не пытались смыть. А люди, как та кошка Мона Лиза из верберовской «Империи ангелов», проводят жизнь, вперив глаза в экран, мечтая о том, чтобы попасть в эту, по словам Карлсона, «маленькую коробочку». Американская мечта превратилась в российскую трагедию.
Самобытный российский кинематограф (наверное, правильнее говорить о советской школе кинематографистов) поддался западным «упадническим» тенденциям. Да и действительность диктовала свои правила. Но только депрессия 90-х уже миновала. Пора и кино выходить из неё. Но режиссёры и продюсеры (или кто там правит бал?) почему-то считают, что мало кетчупа и краски вылито на актёров, что не все предательства ещё вынесены на обозрение публики и не все машины взорваны. А кто поинтересовался, что нужно зрителю? Да то же, что и в прошлом веке, то же, что и всегда: доброта, вера (не обязательно религиозная), ум, настоящая дружба. Всё то, что называется вечными ценностями. Именно это и нужно превозносить сейчас, в эпоху Вырождения.

А ведь вечные ценности и превозносились в замечательных мультиках, на которых мы выросли! Вот сейчас, в этот миг, вспомните своё детство. Вспомните мультфильмы своего детства. Ну разве есть сейчас что-нибудь лучше «Умки» или «Крошки Енота»? Разве можно сравнивать, например, «Алёшу Поповича» и старый добрый мультик «Дед Мороз и лето»? Да, конечно, трилогия про богатырей — штука весёлая, даже слишком. Может ли какой-нибудь sound-track из современного российского мультика сравниться с «Песенкой о лете», «Колыбельной медведицы» или хотя бы с «Песенкой Вини-Пуха»? Никогда не забудется композиция из фильма «Приключения Электроника» — «Крылатые качели». Да и вообще, советские мультики обессмертили имена Энтина, Крылатова, Гладкова, Рыбникова.

Может быть, советские мультики не такие яркие, как современные. Но, может быть, именно в этом их очарование. Вместо буйства красок — левитановское спокойствие, мягкость. Вместо компьютерной графики —детальная прорисовка, когда видна каждая трещинка в коре, каждая травинка, и всё такое доброе, тёплое, живое. И если ребёнка будет окружать такая атмосфера, он и сам потянется к разумному, доброму, вечному.
Но не стоит забывать и о катарсисе. Самое сильное впечатление оставляет именно то произведение, которое способно возвысить через страдания. Поэтому вечны герои шекспировских трагедий, русалочка из сказки Андерсена, Сольвейг Г. Ибсена. По этой же причине шедеврами на все времена останутся диснеевские «Король Лев», «Лис и охотничий пёс», «Бемби». Сейчас вспоминаются строки из стихотворения Андрея Дементьева: «… Не знаю, верить ли слезам, но сомневаться я не смею, что слёзы помогают нам быть к людям чуточку добрее».

Над современными российскими мультфильмами не плачут. Они рассчитаны только на смех. Конечно, зритель сопереживает героям, но не стой силой, как, например, Серой Шейке. И, просматривая очередную серию «Лунтика», нельзя сказать: «Как бьётся сердце!». Мельчаем.

Но пока что главным является вопрос о существовании и будущем российской мультипликации вообще. Режиссёры говорят, что на хорошие фильмы не хватает средств. О мультиках думают в последнюю очередь. Несправедливо? Безусловно! По-моему, совершенно очевидно, что вместо очередного шпионского боевика намного лучше снять несколько качественных короткометражных мультфильмов.

Современная Россия, конечно же, стремится завоевать былые позиции. Конечно, каждая страна хочет быть первой в мире по каким-нибудь достижениям. Россия, РФ, как известно, самое большое государство. У нас, по-прежнему, приоритетным остаётся спорт. И каждый десятый лезет в политику. А совсем недавно из-за политиков и территориальных вопросов тысячи российских отаку (фанатов аниме) переживали, наверное, больше всех. Япония — крошечная страна, а лидирует в производстве мультфильмов. А у нас на это недостаточно средств. В России, такой огромной, великой и могучей, не могут найти средств для воспитания своего будущего! Об этом много говорят, но какой вклад внесло государство?. Как говорится, пока гром не грянет… Вот только хочется надеяться, что мы опомнимся гораздо раньше.

Интересно, на каких мультиках вырастет следующее поколение? На «Смешариках» и «Лунтике». На сегодняшний день это два самых популярных и достойных мультсериала, доступных массовому зрителю. (Доказательством этому служит то, что за «Смешариков» государство наградило их создателей.) Пока это всё, что может предложить современная российская анимация детям.

Ирина РОМАШОВА
Распечатать другу

Опрос


Начинается новый учебный год. Ваше отношение:


Ура! Учёба начинается!

Наконец-то встречусь с однокурсниками

Начало учебного года - обыкновенный день: ни радости, ни печали

Я совсем не отдохнул от прошлого учебного года, а тут всё сначала...

Учеба - это каторга!