Шахматы проиграли шашкам

13 Oct 2009 - 14:24

Думаю, что лучше всего будет эту историю начать с первого летнего месяца мая 1999 года. Именно тогда меня - второразрядника по шахматам ученика 5 класса Артёма Алёшина привели в первый раз в ОШШК (Областной шахматно-шашечный клуб) заниматься шашками. Дело в том, что до этого я три года мечтал стать великим шахматистом, изучал партии великих гроссмейстеров, даже фамилия с одним из них у меня схожая, Александр Алёхин слышали о таком? Но, увы, во всех соревнованиях нашей области мне вечно не хватало самой малости, чтобы занять место в заветной тройке. А однажды приехав на соревнования среди школ под названием «Белая Ладья». Команда моей школы попала на точно такие же соревнования, только назывались они «Чудо шашки». Оказалось, что в администрации Заводского района перепутали сроки проведения соревнований. «Делать нечего, играем в шашки»,- сказал тогда мне мой первый тренер В. Е. Базаров. Мы и сыграли, в итоге заняв первое место в своём районе. После чего был разговор с моими родителями, которые против шашек ничего не имели.

Клеточная мечта.
По разрядной лестнице двигался довольно быстро, уже летом 1999 года мне был присвоен четвёртый разряд. Затем сразу третий. Я стал чемпионом города в команде 4-ой школы. Усиленно занимался, готовился к чемпионату России, и уже тогда в моей голове зародилась клеточная мечта стать чемпионом мира. Порой часто мечтаешь о машине времени и думаешь вернуть бы всё назад, и ты бы всё сделал по-другому. Но то, что было уже осталось историей. Нет. Я ни чувствовал никакой звёздной болезни, мне просто стало неинтересно играть. Начались пропуски занятий в шахматно-шашечном клубе, звонки домой от тренеров. Бывали моменты, что я снова начинал активно заниматься, но этого запала хватало на два или три месяца. А потом картина повторялась. Шашки – нельзя назвать тем видом спорта, где многое зависит от спортивной формы, порой даже небольшие перерывы идут на пользу. Но в то время это был не тот случай. Были, конечно, местные успехи и достижение второго, затем и первого разряда, но игровой рост прекратился.
Давненько не брал я в руки шашек…
Каждый, кто был в ОШШК, наверняка обращал внимания на стену, где прекрасно изображена игра в шашки двух гоголевских персонажей. Так вот её глубину я постиг осенью 2003 года на чемпионате Европы в Евпатории. Я шашки в руки не брал, а мои конкуренты занимались усиленно. И мне, показывая местами хорошую игру, а в каких то партиях и вовсе провальную на успех рассчитывать - не приходилось. Пришлось довольствоваться лишь 17 местом. Вот здесь в сознании произошёл сдвиг, начались долгие тренировки, самостоятельное изучение. Дело в том, что в шашках нельзя ограничиться занятиями с одним тренером, если хочешь победить, то рано или поздно надо начинать работать самому. Осенью того же года мне было присвоено звание КМС (кандидат в мастера спорта). А летом 2004 я уже чемпион области. Но и всех усилий, которые я прикладывал, оказалось мало, мои сверстники из других городов занимались ещё больше. И расстояние в игровом плане лишь увеличивалось.
Жизнь за пределами доски.
Всё, что меня окружает нельзя поместить в эти 64 клетки на доске. Шашечная секция научила просчитывать, быстро соображать, проявлять своего рода сообразительность, идейность. Стала тем домом, где появились лучшие друзья. Можно сказать, мы гуляли больше теперь, чем шашками занимались. Скоро надо было в институт собираться, а потому занятия отошли на второй план. Хотя куда то поступать, тоже сказано довольно громко, порой думаешь, да всё как-нибудь обойдётся. И вперёд в парк на прогулку. Во всём Орле в пятёрку самых сильных шашистов - я вхожу, а больше и не надо. Пусть играют и добиваются успехов другие ребята.
В турнире сыграть не желаешь?
Но Летом 2008 года в разгар Пекинской олимпиады, я нервно сижу у телевизора и предвкушаю очередные состязания. Неожиданный звонок в дверь, открываю, и ко мне в квартиру попадают четыре человека с криками, размахивая руками, говоря, что я должен быть в Областном клубе. В ту же минуту раздаётся телефонный звонок, и мой тренер Ю.Б. Королёв задаёт вопрос: « В турнире сыграть не желаешь? Норму мастера можешь выполнить». Через полчаса я уже забыв об олимпийских баталиях, едва отдышавшись, сижу за доской. Старт был неудачный, но это не сломало. Норма мастера подчинилась мне в последнем туре.
В поисках работы.
Учусь в институте и захожу всё на шашки, много увлечений и другого рода, но охота иметь и какой либо доход. Куда можно пойти студенту второго курса работать, чтобы от учёбы не отвлекаться? Идеальный вариант найти трудно, а тут удача мне улыбнулась, и предложили работу на пол ставки в моём любимом Областном шахматно-шашечном клубе. Один из двух заслуженных тренеров уехал в Москву, ребята, игравшие сильнее меня, оказались в Туле. А потому я был весьма кстати. Тренерская работа меня очень привлекала. С детьми работать мне по душе, и почему бы не передать свои навыки другим. Может мой ученик и исполнит мою клеточную мечту. Вот так и произошло моё перерождение из ученика в учителя.
Второразрядник десять лет спустя.
С тех пор как меня первый раз привели сюда десять лет назад играть в шашки, многое прошло, теперь я уже иду тренировать детей, и сейчас кого-то приведут ко мне. Не торопясь, выйдя из троллейбуса, о чём-то всё время, думая, я двигался на свою первую официальную работу. Поздоровался с А.Д. Ползовым, который, в шашки играет намного слабее меня, но в клубе работает очень долго. Он занимается начальной подготовкой и в его обязанности входят тренировки детей, до тех пор, пока они не достигнут четвёртого разряда. Но взгляд опытного старика всегда способен определить насколько талантливый ребёнок и выявить его способности ещё до тех пор, пока тот и не выполнит разряд. Он мне и подсказал тогда взять на вооружение нескольких человек. А я ещё более упростил себе задачу и оставил в своей голове всего одного ребёнка- Никиту, которому на тот момент был пять лет. Этот мальчик и стал моим первым учеником.
Первые шаги.
На первой тренировке я очень волновался, всё время задавал себе вопрос, неужели ребёнок и впрямь понимает обо всех этих шашечных китах теории, которые я пытаюсь до него донести. С домашним заданием он справлялся прекрасно. Самым главным была его заинтересованность, голубые глаза всегда радостно загорались при виде шашечной доски. А зимой этого года он стал чемпионом города среди своего возраста. После чего, как мне кажется, пошёл значительный рост вверх. Никита занимался в двух группах: у моего тренера международного гроссмейстера Ю.Б. Королёва и собственно у меня. Ему было тяжело усваивать материал в старшей группе. Но я вошёл во вкус, в свою тренерскую работу и мне почему-то казалось, что пятилетнему ребёнку по силам идти вровень с детьми, которые старше его на три года, а кто-то ещё и больше. Одни и те же варианты мы повторяли с ним вдвоём по двадцать раз. И в конечно итоге, он нагнал, а за летний период и перегнал своих товарищей.
Я верил в золото с самого начала.
Никита принимал участие зимой в чемпионате России среди детей 2001 года рождения и моложе. После пяти туров он занимал второе место, но потом заболел и финишировал во второй десятке. А 25 сентября этого года наша Орловская шашечная команда предстала на Первенстве Мира среди детей в городе Адлере по версии международной ассоциации русских шашек. Два тренера и девять детей, среди которых две девочки приехали за медалями. Других мест нам не нужно. Среди мальчиков был и Никита Волков, тот за которого я переживал больше всего и почему-то верил, что этот турнир станет для него особенным. Соревнования проходили в шести возрастах, и среди самых маленьких играл и мой воспитанник, которому на тот момент уже было шесть лет. Повзрослел, почему бы и не побороться за медаль. Игра происходила в трёх дисциплинах: молниеносные шашки (блиц), быстрые и собственно классическая программа. Каждый день три часа утомляющей игры, наверно это и сказалось, что он остался без медалей в двух дисциплинах, но золото по молниеносной игре в первенстве мира по праву принадлежит ему. Он находился в недосягаемости от своих конкурентов уже за два тура до финиша.
«Орлы» прилетели домой.
Ночью 11 октября в половине четвёртого прибыла домой Орловская дружина, завоевавшая 12 медалей по 4 каждого достоинства. И уже через несколько дней приехавшие из Адлера дети снова придут на тренировку. Где встретятся со своими наставниками, которые начнут подготовку к новым соревнованиям и громким победам.
Артем Алешин, 3 курс.

Распечатать другу

Опрос


Начинается новый учебный год. Ваше отношение:


Ура! Учёба начинается!

Наконец-то встречусь с однокурсниками

Начало учебного года - обыкновенный день: ни радости, ни печали

Я совсем не отдохнул от прошлого учебного года, а тут всё сначала...

Учеба - это каторга!