МИФ УЖЕ НЕ МОРОЗНАЯ СВЕЖЕСТЬ

16 Oct 2009 - 11:38

Люди издавна пытались объяснить существование общества, как возни-кает общество, как оно развивается и каковы дальнейшие его перспективы. Ответы на эти вопросы определялись уровнем развития конкретного общества.

На ранней стадии общественного развития основным способом понима-ния мира является мифология (миф в переводе с греч. – предание, сказание и логос – слово, учение). Мифы существовали у всех народов. Древние сказа-ния о фантастических существах, о делах богов и героев объясняли социаль-ную действительность. С помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, обеспечивалась духовная связь поколений. От поколения к поко-лению передавались духовные ценности, зачатки знаний, религиозные веро-вания, политические взгляды, секреты различных видов искусств и др.
Таким образом, в мифологии выражалась насущная потребность челове-ка в осмыслении самого себя и окружающего мира. И эта потребность во-площена в многообразных вариантах фантастической картины мира. В древ-них мифах о происхождении мира и людей часто выделяются две идеи: идея творения (мир создан каким-либо сверхъестественным существом – Богом, великим колдуном) и идея развития (мир постепенно развился из некоего бесформенного состояния – хаоса, воды или яйца и т.д.).
Таким образом, в мифологической культуре различных народов стали появляться схожие черты, независимо от того в какой период истории проис-ходило их формирование, что свидетельствует о том, что независимо разви-вающиеся культуры проходили схожие периоды развития.
У народов в связи со схожей деятельностью возникают боги, обладаю-щие схожими чертами. Так, например, Юлий Цезарь описывая пантеон богов кельтов, использует римские имена.
Имя Езуса связывают с древним индоевропейским корнем Esu, что зна-чит “добрый”. Одно из наиболее известных изображений этого бога, найден-ное на алтаре под собором Нотр-Дам в Париже, в виде дровосека, валящего дерево. Большинство исследователей склоняются к мнению, что Цезарь, со-общая о том, что галлы более всех почитают Меркурия (не сообщая при этом имя собственного галльского бога), имел в виду именно Езуса.
Таранис являлся божеством грома, и Юлий Цезарь, сообщавший о по-читании галлами Зевса, несомненно, имел в виду именно его — царя всех ос-тальных богов. Атрибутом Тараниса был большой молот, и оттого не всегда представляется возможным различить изображения этого бога и его герман-ского коллеги — громовержца Тора.
Третий главный бог кельтов — Тевтат был главным божеством галль-ского пантеона, которого идентифицируют то с Меркурием, то с Марсом. Некоторые полагают, что обе эти теории верны, поскольку в качестве экви-валента Марса Тевтат опекал дела военные, а как Меркурий — во времена мирные— покровительствовал ремеслам, торговле, путешествиям.
Галльское божество ОГМА или ОГМАСА римские авторы полагали галльским Геркулесом, хотя воплощал он не физическую силу, а силу крас-норечия. Позже ему стали приписывать также изобретение кельтской пись-менности огам, которой пользовались кельты Британских островов.
Сложнее установить, кто соответствовал у кельтов — по мнению рим-ских историков — Аполлону. Вернее всего, им был БЕЛЕНОС — бог, спо-собный излечивать болезни при помощи вод горячих источников, которые особо почитались кельтами и часто являлись центром их культов.
Ирландский пантеон богов известен гораздо лучше и описан в много-численных памятниках литературной традиции. Беллетризированные мифы были окончательно сведены и отредактированы в христианскую эпоху (с IX по XVI век), но, несомненно, сохранили свое языческое содержание. Из трех главных источников: “Книги бурой коровы”, “Лейнстерской книги” и “Книги завоеваний” можно создать достаточно упорядоченный пантеон кельтского язычества.
В свою очередь были схожи галльские и славянские боги.
Сварог, Соварог - бог-кузнец, одна из сторон Рода, потомок Ситиврата и Кръта, которые переняли на себя все хтонические черты, оставив Сварогу во владение свет, огонь и эфир, бог-творец и законодатель, отец Сварожичей, демиург, соотносимый с Гефестом ("Ипатьевская летопись", 1114 г.) по ми-ровоззрению восходящему к орфической традиции, возможно с Ильмарине-ном. Он творит не словом, не магией в отличие от Велеса, а руками, он соз-дает материально материальный мир. Разница между Велесом и Сварогом сродни разнице между Вяйнямёйненом - "вековечным рунопевецем" и кова-телем Илмариненом. С большой долей вероятности можно говорить о том, что пары Таргитай-Колоксай, Сварог-Сварожич, Кузьма-Демьян восходят к одной мифологеме. Ближайший ведийский аналог - Тваштар. Сопоставление Сварога, Гефеста и Таргитая происходит таким образом: a). Гефест, бог-кузнец. Бог огня, Вселенная - Гефест и все его части. Сварог - бог-кузнец, и законодатель, отец бога огня Сварожича - "i огневе Сварожичу молятся, i чесновитокъ - богомъ, же его творятъ - егда оу кого будетъ пир, тогда же кладутъ в ведра i иъ чаши, и пьютъ о iдолехъ своiхъ, веселяшись не хужьши суть еретиковъ". Cкифский Таргитай - кузнец и законодатель. Три вещи, упавшие наследникам от первопредка Таргитая с неба - символизируют рало - землю, чаша - воду, лук - воздух. Гефест по Гомеровскому гимну учит лю-дей ремеслам. Сварог учит людей ремеслам б). Гефест - отец бога света Аполлона согласно Цицерону. Сварог - отец бога света согласно Ипатьевской летописи (Даждьбог) и германским Хроникам (Радегаст- Сварожич, см. так-же сорбо-лужицкий пантеон по Френцелю и чешский средневековый словарь "Маtеr Verborum), по Даждьбогу-Сварожичу - "Слово Иоанна Злотоуста... ка-ко первое погани веровали в идолы и требы им клали..." - он бог света и жи-вительной силы. Таргитай - отец Коло-ксая, у которого лук, - символ бога Света, который только он мог согнуть. Даждьбог - прародитель по Слову о Полку Игореве славян, Колоксай - прародитель сколотов - праславян. в). Ге-фест - отец или создатель Солнца-Гелия по орфическому гимну, это его часть.Сварог - отец Даждьбога, отождествляемого также с Гелиосом. Тарги-тай - отец Солнце-царя.
Культ Ярилы, известный в средние века у западных славян, представ-ляется чрезвычайно близким к античным культам умирающего и воскресаю-щего бога плодородия, весенней "ярой" плодоносящей силы вроде культа Диониса, а, следовательно, стадиально наиболее поздним. Наличие имени Ярилы и связанных с этим божеством обрядов у южных славян позволяет да-тировать время появления культа Ярилы-Яровита эпохой до великого рассе-ления славян в VI в. н. э. У балтийских славян (племя гаволян) это божество известно миссионерам под именем Геровита (Gerovite); его символом был блестящий золотой щит. Несмотря на то, что средневековые авторы отожде-ствляли Геровита с Марсом, исследователи правильно связывают его имя с корнем "яр", образующим значительный семантический пучок в славянских языках, и транскрибируют его имя как Яровит. Торжественный праздник в честь Яровита справлялся в XIII в. весной. Славянский бог Перун связывался с плодородием, в православии соотнесен с Ильей Пророком, литературно в позднее время соотнесен с Зевсом, владеющим Перуном. Соотносится с Пер-кунасом балтов, Тором скандинавов, Таринисом - кельтов.
Славянский Перун тождествен по смыслу литовско-латышскому Пер-кунису-Перконсу; сопоставления идут еще дальше: индийский Парджанья, кельтский (P)erkunia. Очевидно, Перун как бог грозы, молнии и грома почи-тался под сходными именами у значительной части индоевропейских племен древности, но везде ли и всегда ли он расценивался как верховное божество, как первенствующий бог языческого пантеона.
Не подлежит сомнению, что в праславянское время культ грозового Перуна был известен, но вкладывалась ли тогда в этот культ идея бога - владыки ми-ра, мы не знаем; вероятнее всего, что нет.
Свентовид (Svantevit) - явий ("добрый") бог, бог плодородия согласно "Mater Verborum", и противостоящий Чернобогу, одна из сторон Рода. Свен-товит, Святовит, Световик, Светич - бог Белого света, бог богов, верховный бог, бог-всадник, сражающийся с ночью. Упомянут в "Славянской хронике" Гельмольда, подробно описан у Саксона Грамматика в "Деянии данов", как главный бог, бог богов храма при Арконе, упомянут в "Mater Verborum". Именно он чаще всего подразумевается под именем Белобог у славян, соот-носим с Аполлоном (Атремидом), а сопутствующая ему Рожаница - с Арте-мидой. Свентовит отождествлен с четырехликим изображением верхнего яруса Збручского кумира. Четырехликое изображение Свентовита стояло в знаменитейшем Храме в городе Аркона. Кумир истреблен епископом Абса-лоном в 1168 г.
Процесс жизни воспринимается первобытным созданием в беспоря-дочно нагроможденном виде, окружающее материализуется, одушевляется и населяется какими-то непонятными слепыми силами. Поэтому древнейшую мифологию можно назвать хтонической. Сам человек мыслился вполне фе-тишистски; его духовная жизнь целиком отождествлялась либо с его функ-циями, либо со всем человеческим организмом.
Развитие культуры бурный постоянно совершающийся процесс, пере-ходящий из одной стадии в другую. Возможно, и настанет время, когда чело-век вернётся к мифу, только выглядеть он будет в иной форме. Все законо-мерности подчинены течению времени. И неизвестно через какую призму общественного развития мы будем взирать на мир через тысячу лет. В то время, когда сейчас уже поколение не может передать всё своё богатство своим наследникам. С каждой минутой у людей нашего времени всё меньше интереса к познанию мира. Люди, живущие, одним днём забыли мифы сво-его народа, корни своего происхождения.
Артем АЛЕШИН.

Распечатать другу

Опрос


Начинается новый учебный год. Ваше отношение:


Ура! Учёба начинается!

Наконец-то встречусь с однокурсниками

Начало учебного года - обыкновенный день: ни радости, ни печали

Я совсем не отдохнул от прошлого учебного года, а тут всё сначала...

Учеба - это каторга!