Орел под знаком джаза

27 Oct 2009 - 16:35

Давайте сразу обозначим информационный повод: вчера в Орловском академическом театре состоялось открытие XIV ежегодного международного фестиваля "Джазовая провинция–2009". Да, вот так вот сухо. Это чтобы не переборщить – дальше–то эмоций будет хоть отбавляй! Итак – поехали…

Давайте сразу обозначим информационный повод: вчера в Орловском академическом театре состоялось открытие XIV ежегодного международного фестиваля "Джазовая провинция–2009". Да, вот так вот сухо. Это чтобы не переборщить – дальше–то эмоций будет хоть отбавляй! Итак – поехали…

Для начала – маленькая исторически–культурологическая справка: сама идея проведения передвижного джазового фестиваля возникла еще в 1992–ом году у курского пианиста и композитора Леонида Винцкевича. Через четыре года его творческий проект поддержал Российский Фонд культуры, и фестиваль получил официальный статус международного. За все время существования в его орбиту попали: от "нас" – исполнители из 25–ти городов, от "них" – более 650–ти музыкантов из 30–ти стран мира. То есть, как видите, вполне порядочно. Задача у организаторов c 92–го осталась неизменной – привезти лучшие образцы импровизационной музыки и сопредельных стилей в города, чья джазовая жизнь по интенсивности далеко не равна столичной. Миссия, конечно, серьезная, но музыкальные команды со всего света ухитряются воплотить ее в такой яркой, живой и свободной форме, что ни о чем таком "образовательном", сидя в зрительном зале, не думаешь – просто отдыхаешь в свое удовольствие. Вот оно – приятное–то с полезным…

Так вот: к своему 14–му годочку "Джазовая провинция" разрослась на семь городов – Орел, Воронеж, Курск, Белгород, Старый Оскол, Липецк и Тулу. В его репертуаре – ветераны джазового мэйнстрима Тони Симорози, Майк Кларк и Николас Бирд, гитаристы-виртуозы Эрнан Ромеро (США), Алексей Кузнецов и Роман Мирошниченко, гости из Дании и Германии, талантливые российские музыканты. Есть и интернациональные коллективы, например, русско-американский джаз-бэнд с участием Леонида Винцкевича и команда российских и индийских исполнителей. Короче говоря – больше 70–ти исполнителей из девяти стран. Но дело–то конечно, не в количестве, хотя оно, безусловно, играет огромную роль на любом фестивале. Поговорим о том, чего так ждали в Орле – о качественном джазе.

Наверное, не осталось уже на Руси–матушке такого человека, которому было бы незнакомо слово "джаз". Джаз – вольные смещения ритма, скользящие мажорно–минорные интонации, качающееся, мягко–гудящее или жесткое, агрессивное звучание. Джаз – непрерывные, сменяющие одна другую вариации и импровизация – вдохновенная, на одном дыхании. Джаз – немедленный ответ на самим им заданный вопрос, непрестанно пульсирующее сердце ночного зверя и ослепительно–острый солнечный укол. Бесчисленное множество стилей – от нервного, горячего, диссонансного би–бопа до спокойного, мягкого, но ничуть не менее технически виртуозного кула. Море эмоций. Бесконечная свобода для творчества… Ох, боже мой, опять в лирику ударилась. Срочно перехожу к самому концерту.

Открыл фестиваль джазовый коллектив Орловского музыкального училища под руководством Анатолия Дубинского. Отдав своим репертуаром дань первым исполнителям джаза у нас в городе, оркестру на Текмаше, музыканты передали эстафетную палочку настоящим звездам – нью–йоркскому квартету Тони Симорози. Сам Тони, контрабасист, композитор и бэндлидер, уже более 30–ти лет держащий марку одной из интереснейших фигур современного джаза, сумел собрать вокруг себя настоящих профессионалов: тенор–саксафониста Боба Магнусона (какие пассажи он гвоздил на концерте, вы себе не представляете!), ударника Майка Кларка, замечательного пианиста Ника Барилюка (этот внешне был спокоен, как медитирующий слон, но жару тоже давал неслабо). А играют они все вместе в направлении world-beat, органично (действительно органично!) сочетающем в себе африканский, бразильский и классический музыкальные стили, джаз, рок и R&B.

Но это все неважно, потому что по большому счету залу было абсолютно неинтересно, кто чего в себе сочетает. Важен был сам звук – в отдельные моменты он запросто (и всегда к месту) переходил от собственно музыки к на диво настоящей (уж простите за оксюморон) имитации человеческого голоса. Участники квартета непрерывно и очень раскованно общались друг с другом и с залом – на бархатном языке саксофона, жесткого басового бита или с помощью общего прямо–таки индустриального мелодического бурления. И неизменно друг друга понимали. В последнем номере к квартету присоединился гитарист Роман Мирошниченко и закатал с Магнусоном такую музыкальную дуэль, что от восторга просто визжать захотелось. Вот так плавно мы и перешли ко второму отделению концерта – а значит, к дуэту Мирошниченко и американца Эрнана Ромеро.

Совместный тур лауреата Latin Grammy–2008 и одного из ведущих гитаристов России стартовал в конце мая – и вот, к концу октября, дошел (точнее, доехал) и до Орловской области. И это просто здорово! Потому как такая виртуозная техника в сочетании с глубоким эмоциональным наполнением каждой фразы, каждой ноты не может оставить слушателя равнодушным. А еще, хотя оба гитариста обожают джаз, фламенко и латиноамериканские ритмы, по манере исполнения, по самому существованию в музыке они заметно друг от друга отличаются. И за этим очень интересно наблюдать. Ромеро, со своими страстными, романтическими пассажами, похоже, на сцене просто кайфует – игра же Романа более глубинная, вдумчивая, хотя и ничуть не менее виртуозная. А покоренному их совместной работой залу оставалось только сдаться на милость победителей – и слушать: как из шквала жестких, рваных аккордов рождался одинокий, проникновенный голос, как звонко падали на дно бездонного колодца капли звуков, как пела чья–то душа…

Последним выступавшим на концерте коллективом стал квартет Олега Киреева. И здесь для меня наступило некоторое разочарование, потому что, на мой взгляд, играл он суше, техничнее, чем предыдущие исполнители. За исключением великолепного пианиста Евгения Гречищева – тот был в своей музыке, как рыба в воде. Хотя ко второй половине выступления "разошелся" и сам бэндлидер – его сакс потеплел, раскрылся.

Коллектив Киреева интересен тем, что регулярно приглашает к сотрудничеству разнообразных заморских гостей. На этот раз таким гостем стал американский вокалист и актер Николас Бирд, уже не в первый раз приезжающий с гастролями в нашу страну. Что о нем сказать? – голос мягкий и одновременно сильный, исполнитель – донельзя раскрепощенный. Неоспоримое обаяние Бирда привело в конце концов к тому, что внимание зала сконцентрировалось не столько на самой музыке, сколько на личности вокалиста. Да и смысловая "нагрузка" его песен была минимальна – голос солиста просто вливался в общую звуковую гармонию, рождая прежде всего не мысль, а чувство, определенное состояние души. Но зал, думается мне, от этого не особенно страдал: наоборот, все с удовольствием "ручкались" с исполнителем, а немногие "избранные" смогли даже протанцевать с ним несколько тактов.

Вот вам и первый день "Джазовой провинции" – о нем вам рассказала я. А о втором предлагаю наоборот – просветить меня самим. Так что до встречи на сайте.

Юлия Астрахан
Оригинал
Распечатать другу

Опрос


Начинается новый учебный год. Ваше отношение:


Ура! Учёба начинается!

Наконец-то встречусь с однокурсниками

Начало учебного года - обыкновенный день: ни радости, ни печали

Я совсем не отдохнул от прошлого учебного года, а тут всё сначала...

Учеба - это каторга!