Дураки и дороги, или Что изменится в России за оставшиеся 300 лет?..

19 Mar 2010 - 21:52

В России две беды: дураки и дороги.
Н.В.Гоголь

…Лет чрез пятьсот дороги, верно,
У нас изменятся безмерно:
Шоссе Россию здесь и тут,
Соединив, пересекут….
Теперь у нас дороги плохи.
Мосты забытые гниют…
А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»


Еще полгода назад я и не придавала особого значения состоянию дорог в нашем городе. Меня возмущали лишь тротуары, где любительницам покрасоваться на каблуках невозможно и шагу ступить. Но как только на первом занятии в ДОСААФ РОСТО я села за руль автомобиля, поняла недовольства (это мягко сказано!) всех автомобилистов. Про Карачевское шоссе, где и проходят наши занятия, промолчу – это вообще Богом и депутатами Горсовета забытый край, несмотря на многоэтажные новостройки. Но как же центральные улицы – Комсомольская и в районе 909 квартала? То тут яма, то там. «Возьми правее, теперь – левее», - постоянно говорит мне инструктор. Приходится выбирать из двух зол меньшее – или вилять по дороге, или попадать в ямки.

Аналогичную ситуацию можно наблюдать во многих городках России. Как видно еще при Пушкине была актуальной такая же проблема. И мало что изменилось за последние 200 лет. Правда, что шоссе построили. Так почему же у нас в стране плохие дороги?

В одной из своих статей Валерий Сидоров в газете «Коммерсант» (№56 июль 2007) пытается ответить на этот вопрос. « Из-за двух природных особенностей: холодные зимы и структура почв. 86% всех грунтов в России – так называемые связные грунты, то есть с примесью глины или целиком из нее состоящие. Глина хорошо набирает влагу и плохо ее отдает. Асфальт трескается, разрываемый льдом зимой, а весной грунт непосредственно под асфальтом обводняется и теряет несущую способность. Проезжающие грузовики завершают картину, проламывая асфальт над пустотами», - пишет корреспондент.

Но не решаемых проблем, как известно, не бывает. Так в начале 80-х годов прошлого века ситуация с российским бездорожьем начала решаться. Как отмечает газета «Ведомости» ( №17 23 февраля 2008г), « начальник дорожного управления Вячеслав Быкадоров предложил не укатывать дорожную насыпь катками, как это делалось всегда, а трамбовать грунт с применением мощных вибраций, как это происходит в литейном деле. Дорогу уплотняли на 5% выше требований ГОСТА. Чтобы покончить с главной российской бедой оставалось сделать одно: поменять ГОСТ, чуточку повысив норматив плотности. Но все заглохло…». Я, безусловно, не разбираюсь в этих инженерных тонкостях, но понимаю, что предложение Быкадорова могло улучшить дороги. Мы, правда, забыли еще про одну беду России – дураков! Думаю, они-то в очередной раз и помешали. Ведь недаром существует пословица трех «Д»: «Дай дорогу дураку!»

При такой ситуации граждане все же продолжают находить в газетах обнадеживающие заверения в том, что в будущем у нас все-таки будут хорошие дороги. Так в статье «Просторов России» (№56 24 июня 2008г.) « К 2013 году в России будут нормальные дороги» заявил глава Федерального дорожного агентства России Олег Белоозеров. Он отметил, « в последние два года дорожное строительство в стране явно на подъеме». И на Орловскую область планировалось выделить за шесть лет 26 млрд. рублей. После прочтения этой статьи, вы не можете не заметить огромные цифры – гарантии нашего благополучия.

Объем финансирования дорожной отрасли России:
2006 год – 136 млрд руб.
2007 год – 223 млрд руб.
2008 год – 330 млрд руб.
Объем финансирования на дороги города Орла в 2007 году
257 млн. – федеральный бюджет
100 млн – областной бюджет
22 млн – бюджет города Орла

Итого 379 млн.рублей. Этих денег вполне бы хватило, чтобы отремонтировать хотя бы главные дороги. Но пока видим, что они ушли лишь на «латки» на дорогах. Остается надеяться, что обещанные Белоозеровым 26 млрд.рублей не испарятся в воздухе!

Проблема плохих дорог в городе неоднократно поднимается на страницах местной прессы, да и сами власти обсуждают ее на заседаниях. Но каждый тянет на себя одеяло. Наглядно это показано в статье «С точки зрения мэрии: Кто виноват в плохих дорогах и где забота о льготниках?» в «Красной строке» (№32 4 апреля 2007 года). В городском бюджете, отмечает журналист, денег как всегда не хватает: «Капитальный ремонт дорог из-за отсутствия средств в городском бюджете в течение последних трех лет практически не планировался. Последняя реконструкция мостов производилась в 1999 году». Администрация города неоднократно обращалась в областную с просьбой о выделении финансовых средств на реконструкцию и строительство новых дорог, мотивируя это тем, что основная доля транспортного налога уплачивается налогоплательщиками именно из областного центра. Областная администрация же, обещая выделить 200 млн.рублей, смогла «дать» городу лишь 25 млн.рублей, хотя бюджетом Территориального дорожного фонда Орловской области запланировано аж (!) 618.4 млн.рублей. Но ни для кого уже не секрет, что власти очень любят только планировать. Иногда в этом и заключается их работа. Но когда-то же должна настать светлая полоса и для наших дорог–бедолаг?! Не буду отрицать, что с приходом нового губернатора ситуация стала постепенно меняться в лучшую сторону. Это я заметила еще летом, когда после долгого отсутствия возвращалась в Орел и ехала на такси от Железнодорожного вокзала. Как раз прошло празднование Дня города. Я не могла не отметить, что дорога по Московской и Комсомольской стала гладенькой.

« И это только начало», - отмечают мои знакомые в администрации.

Проблема ремонта дорог актуальна не только для России. Здесь она просто более обострена. За границей все проще. Они прекрасно понимают, что дороги – это лицо их страны. Однажды случайно я стала свидетелем разговора главного редактора журнала «Регион 57» Владимира Панфилова с Ольгой Патенковой (начальник информационного отдела Горсовета). В силу своей профессии ему приходилось часто путешествовать и работать в различных СМИ. «В Европе ситуация с дорогами другая. Ехать по автобанам Германии – одно удовольствие!» - делится своими впечатлениями Владимир. А у нас с автобанами соперничать не могут даже платные дороги. Неужели не абсурден тот факт, что русским нужно заплатить деньги, чтобы ехать с комфортом, а за границей – это норма жизни.

Также ему посчастливилось присутствовать при сдаче новой дороги в ОАЭ. Инвестор просто садился в машину, разгонялся до 100 км./ч и резко тормозил. Если в этот момент из колес вылетал хотя бы камушек, дорога не принималась заказчиками. Интересно будет упомянуть здесь и данные газеты «Ведомости» (№ 23 30 марта 2009года): « в 2008 году в России построено всего 2300 км автодорог ( в Китае столько строят за 10 дней!). в Китае 1 км четырехполосной дороги обходится в 2.9 млн.$, в Бразилии – 3.6 млн.$, в России – 12.9 млн.$». По мнению «Ведомостей», российское государство переплачивает строителям десятки миллиардов и упускает выгоду на еще большие суммы просто потому, что те кто ассоциирует себя с государством, являются не «государственниками», а « кормящимися».

Как мы видим, разбираться с проблемами дорог становится все сложнее. Истоки ее уходят в непроглядный лес коррупции, лени и, конечно, действия дураков. И к проблеме дорог добавляется еще одна – дураки. И неизвестно, что сначала лучше искоренить – плохие автодороги или дураков, не желающих их ремонтировать.
Когда А.Пушкин в «Евгении Онегине» пытался предугадать, когда же российские дороги «изменят безмерно», на дворе был 1823 год. Значит, осталось подождать немного – чуть больше 300 лет… Иногда, правда, лучше поздно, чем никогда!

Надежда Леонова, 5-й курс отделения журналистики.
Распечатать другу

Опрос


Начинается новый учебный год. Ваше отношение:


Ура! Учёба начинается!

Наконец-то встречусь с однокурсниками

Начало учебного года - обыкновенный день: ни радости, ни печали

Я совсем не отдохнул от прошлого учебного года, а тут всё сначала...

Учеба - это каторга!