Учебная программа журналистов - курс уничтожения оптимистов?

11 Apr 2010 - 13:35

На протяжении пяти лет обучения на отделении журналистики преподаётся такой предмет, как литература. Это, конечно, хорошо, но создается впечатление, что она направлена на уничтожение и разложение личности. Почему? Я могу детально объяснить свою точку зрения.

Античная литература, древнерусская литература. Античная литература — это мифы. Мифы о героях, зачастую с необычными способностями и нечеловеческой силой. Мифы наполнены ужасными существами, обманом, убийствами, инцестами, нетрадиционной ориентацией, зоофилией (мифы о Геракле, миф об аргонавтах, «Золотой осёл», стихи Сапфо, пуританская лирика: стихи об укрощении лошадок всего лишь завуалированный образ женщины, порабощенной мужчиной для сексуальных утех). Это прекрасно? Неужели нет ни одного красивого мифа? Я сомневаюсь в этом. Например миф об Орфее и Эвридике, миф о Кипарисе. После этого курса детоубийство, инцест и самоистязание для студентов — обычное дело. Правда, они пока не очень ясно это осознают.

Древнерусская литература: полки, бравые воины, богатыри. Конечно, нам это близко и понятно. Чуть спокойней воспринимается, но суть опять та же: насилие, кровь, варвары и мучения.

Литература эпохи Возрождения — это рай для расцвета патологий. Направленность разложения личности меняется… на сексуальную: измены, любовные похождения. Умело выбранные главы из «Декамерона» Бокаччо об успешной продаже бочек, об измене жены с соседом. Студентам прививается стереотипная мысль: и раньше царил разврат. А женщины вообще изменяли мужчинам направо и налево. Что тут такого? Да ничего.

Отечественная литература — это снова войны. Такое ощущение, что в мире происходят совсем другие вещи, а в русской литературе всё время идёт война. И не важно, виден противник или нет. Войны, личностные потери, образы ленивых и безвольных (Горький «На дне», Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ»). Такое ощущение, что эффект негатива идёт только к усилению: вскоре в программе появляются «отличные» произведения, в которых во всех подробностях описывается гниение трупа, видимое лежащим рядом раненым бойцом. Зачем это читать и тем более анализировать? Чтобы стать черствее или чтобы писать более резкие и негативные материалы? А может нас готовят, как отличные кадры в «жёлтую» прессу? Или чтобы заменить «умельцев» Первого канала, показывающих в утреннем выпуске новостей сбитую насмерть восьмилетнюю девочку, головку которой заботливо укрыли платком?

Я учусь на четвёртом курсе и недавно, ради интереса, решила посчитать, какое количество книг о смерти в среднем мы изучаем на одной лекции по зарубежной литературе? Оказалось, минимум три (Генрих Манн «Верноподданный»: главный герой гонится за деньгами, подлизывается к власти, женится по расчёту; «Кобес»: в конце произведения главный герой гонит толпу в топку и она идёт в огонь, в итоге он не выдерживает и сам бросается прямо в пламя; Томас Манн «Дорога на кладбище» и другие). Что будет с психикой человека, который регулярно читает о смерти? Надеюсь, ничего, но такие дикие вещи, как случайная смерть, самоубийство, убийство, насилие, инцест, измена, нетрадиционная ориентация станут для нас нормальными и обычными. Мы, русские люди, которые должны воспитываться на стойких идеалах семьи, любви, добра и тепла, теряем себя. Для нас всё негативное становится обычным, а потеря этой грани между плохим и хорошим очень опасна. Современную молодёжь и так удалось убедить в том, что создание семьи — лишняя трата времени. Гораздо важнее реализовать себя, похудеть и всё такое. А тут ещё и порог страшных и ужасных для нормального человека вещей снижается. Что тогда делать? Да жить себе и жить, радуясь когда по ТВ детально показывают жертв маньяков и серийных убийц, с удовольствием смотря видео, как кто-то где-то прыгает с крыши, да такие видео на некоторых порталах собирают СЛИШКОМ много просмотров. Как в этом мире нам остаться добрыми и хорошими? Как сохранить себя? Я не могу дать вам ответ, но знаю точно, что наша образовательная программа с этим усиленно борется…

Маргарита СКРИПКИНА.
Распечатать другу

Комментарии


12 Apr : 01:23

Юлия Коротченкова

Я не согласна, что литература разлагает личность студента. Тем более литература с мировым именем! Каждая историческая эпоха находит отражение в культуре народа. Литература - ее прямой посредник. Она не призывает нас к изменам, инцесту, насилию, она показывает, что это в жизни было, есть и будет. Анализ той или иной ситуации позволяет с разных сторон рассмотреть проблему, которая порой актуальна и для нашего времени и найти пути ее решения. Кто предупрежден, тот вооружен. Смерть неизбежна, но как она безрассудна, когда люди убивают друг друга, брат стреляет в брата. "Архипелаг Гулаг" - описание ужасов сталинских репрессий, жизни в лагерях. Но ведь недаром Солженицын говорил о необходимости сопротивления этому режиму, тогда уцелевших было бы больше. Как и сейчас в данное время, бдительность каждого гражданина страны позволит избежать больших жертв террора. А что мы видим каждый день? Равнодушие людей, погрязших в своих заботах. Разве молодежь в наушниках с музыкой и уткнувшаяся в аську может быть бдительна? Задача литературы, на мой взгляд, пробудить, предупредить, заставить задуматься читателя, найти ответы на похожие жизненные ситуации. А разве люди, которые даже никогда не держали в руках произведения Бокаччо, Гомера, Манна и т.д. не изменяют своим женам, не идут на детоубийство, не убивают друг друга??? Да и разве среди произведений, которые предлагает программа вуза, только кровь, насилие, смерть? У человека есть выбор. Бульварные романы и бездарная писанина, в которой нет никакого напряжения ни умственного, ни душевного, разлагает личность их читателей. Может, студенты порой просто психологически не готовы к мировой литературе, как не готовы порой школьники, которые, изучая по анатомии половую систему человека, стесняются и нервно хихикают?

12 Apr : 01:35

Eireen

Комментарии

Первое впечатление после прочтения: материал написан исключительно для того, чтобы его оспорили. Эдакий метод от противного. И уже потом где-то в душе тихо-тихо скребётся страшная мысль: «Неужели кто-то правда так думает?» И немеет тотчас язык… Но часто первая мысль самая правильная. Действительно, как ещё привлечь читателя к литературе? Правильно, давайте её поругаем, авось люди и потянутся. Но вдруг кто-то не поймёт?
Каждое порядочное издательство выпускает книжки с комментариями, чтобы читатель лучше понял произведение или увидел подтекст. А я всегда хотела быть издателем. Начинать нужно с себя, поэтому и напишу первый комментарий к фельетону о власти тьмы.

Литература — это осмысленная история. Часто один персонаж несёт в себе судьбы поколений и народов, одно событие — эпохи трудов и размышлений…
Сначала появились мифы. Это были представления людей о том, каков их мир. Человеку было важно понять, кто он, откуда и для чего, куда идёт. Важно было думать, что есть лучший мир, куда можно попасть, если прожить свой век достойно. (Пусть представления об этом и различались.) Миф — это самое поэтичное представление о мире, людях, истории. Это первая попытка понять то, что происходит вокруг.
Миф — это отражение жизни. Поэтому вполне логично, что они «наполнены ужасными существами, обманом, убийствами, инцестами…», ведь всё это было (и, к сожалению, есть и сейчас). Как объяснить другим, что человек однажды засыпает навеки? Прилетел Танатос, унесла ночная кобыла… и добро пожаловать в ирий. Зачем чудовища? (А разве в жизни их мало?) Они для того, чтобы их побеждали. Потому что нужно людям бороться с жадностью, завистью и прочим злом.
Кстати, если бы не было мифов (особенно античных), как бедно было бы искусство!
Всё, что отражено в мифах, — зашифрованная история человечества. Давайте тогда уж раскритикуем историю. Начнём тогда с млекопитающих вообще, а потом плавно перейдём к древним людям. Какими же кровожадными были наши предки! Бедные мамонты!
Какие ужасные были времена, когда семья создавалась внутри семьи! Варварство! (Вот только интересно, как люди по земле расселились.) Вправе ли просвещённые дети XXI столетия судить поколения прошедших эпох? Как прикажете сохранить чистоту крови в монарших семьях или продолжать жизнь народа в какой-то отдалённой местности? Ну не знали люди тогда о возможных последствиях. А близкородственные браки, между прочим, практиковались ещё в прошлом веке. И, естественно, всё это отразилось в литературе. Судить-то тогда приходится человечество. (И это уже нашло отражение. Например, в книгах Б. Вербера «Звёздная бабочка» и «Ниши друзья человеки».)

Обвинять литературу в том, что она, якобы, разрушает личность и ведёт к различным патологиям, по меньшей мере несправедливо. Я не знаю произведений (тем более программных), которые могли бы научить убивать или изменять. Ни «Преступление и наказание», ни «Декамерон» (кстати, а кто не даёт студентам прочитать все новеллы?), ни даже «Золотой осёл» не способны этому научить. Есть такое явление, которое просто не позволяет аморальным поступкам стать чем-то весомым в сознании читателя, — это авторская позиция. И она воздействует на сознание намного сильнее, чем ярость отрицательных героев. Никакая книга не способна заставить сделать что-то плохое, если это вызывает отторжение. Чем ярче в художественном произведении изображено зло, тем больше сопротивление нравственности читателя.
Как произведение может разрушить личность? К тому времени, когда человек добровольно садится за книгу (или идёт на филологический факультет), у него уже должна сложиться определённая система ценностей. Это как минимум. Пусть она пока не полна, но она уже есть — и это хорошо. Если нет, то мы говорим не о человеке, а о человеческом существе. А это не личность. Следовательно, и разрушать пока нечего. Тот, кто уже что-то понимает, сделает выводы. И будет обращать внимание не на то, как ужасен разлагающийся труп врага, а на то, как ужасна война и то, что люди убивают таких же людей, по сути — братьев. А подобные описания служат именно для того, чтобы пробить брешь в броне чёрствости современного человека, привыкшего ко всему. Никто не спорит, что любое кровопролитие ужасно. Никто, и литература тем более. И если уж описываются жуткие сцены в натуралистическом ключе, то виновата здесь не литература, а человечество. Это человек придумал войну. Сразу же вслед за первым обманом, первой изменой и первым убийством. Литература же кричит во весь голос уже много веков: «Люди, одумайтесь!»

Что будет с психикой человека, который регулярно читает о смерти? Ничего. Просто этот человек поймёт, как много ему ещё нужно успеть. И он постарается реализовать все свои способности.

Если честно, я себе завидую. Я читаю те книги, о которых некоторые их моих знакомых только слышали; они и хотели бы почитать, но времени нет. Я же почти некоторое время посвящаю чтению, тому, что мне нравится. Не важно, кто был музой Сафо. Важно только чувство. Не важно, что Франсуа Вийон был «деклассированным элементом». Важно только то, что он подарил нам.
Чёрное не станет белым, пороки — привычными, а семья — ничем, пока в человеке живёт человеческое и пока есть те люди, которые несут в своих душах вечные ценности. И пока есть литература как полноправный материальный носитель идеалов разумного, доброго, вечного, живёт надежда на лучшее.

P.S. Надеюсь, комментарий к фельетону о власти тьмы никому не понадобится, потому что все прекрасно понимают, что роза пахнет розой, т. е. литература помогает человеку, а не разрушает его.
Читайте, пока есть возможность.

12 Apr : 09:22

Артем Алёшин

Хочется рыдать, читая материал Риты. Похоже, как раз в ней ничего не осталось прекрасного, если она видит лишь один разврат, инцесты и убийства.

12 Apr : 10:08

Палач рубит с плеча

История – это зеркало прошлого времени, и литература является его частью. Скучно смотреть на своё отражение. И потому человека всегда тянуло к чему-либо новому и неизвестному. Узнать о чём думает другой, а здесь у нас прекраснейший шанс познакомиться с забытой эпохой. Попытаться понять мысли людей далёкой Эллады или того же Рима. Это два великих государства, от которых пошло всё остальное развитие: зародилась наука, литература, политика. Недаром классицисты, видели весь смысл в том, чтобы подражать античности. Люди после двух тысячелетий продолжали упиваться Гомером.

Средневековье новый виток эпохи, который идеализировал рыцарей и вызывал стремление стать подобным Зигфриду или Беовульфу. Сейчас нет желания стать кому-либо подобным. Что сейчас значат понятия слово, честь?

Классицисты, подражая своим кумирам, дали толчок в развитии литературы. И мир познакомился с новыми великими людьми, чьи тексты волнуют разум и до сих пор. «Война и мир», сколько войны, сколько убийств, неужели мы хотим отказаться от произведения, которое было признано всем миром? "Иллиада" Гомера, сколько тем выносит произведение, оставаясь актуальным и до сих пор. Воюет народ, а судьбу свершают Боги.

Знакомство с литературой, делает богаче нас самих. Сколько образов, психологических типов мы можем почерпнуть из книг. Ничто не сделает любую устную или письменную речь красивее, чем необычное сравнение, устойчивое словосочетание и тому подобное. А ведь все эти языковые премудрости берутся именно из книг.

Хочется сожалеть о том, что мы совсем не проходим литературу Китая и Японии. А ведь это свой особенный мир, развивающийся в своём направлении по своим законам.
Ничто не сделает человека лучше, чем общение с книгами. Говорят, что труд облагораживает человека, так вот общение с великой литературой облагораживает его ещё больше. Войны – напасть, преследовавшая человечество на протяжении всего его развития. Злободневная проблема и авторы пишут, чтобы показать этот ужас, и предостеречь людей от новых начинаний вершить дела путём меча. Взять, к примеру «Преступление и наказание». Достоевский не пропагандирует убийство, он разрушает теорию Раскольникова, застраховывая читателя от неверных шагов и мыслей, которым поддался его герой.
Потерять чувство оптимизма и разум, можно смотря сегодняшнее телевидение, с его пёстрой направленностью на развлекательную программу. Но его ты никогда не потеряешь, если будешь читать Гоголя. Хотя многое из того, чем вы Маргарита недовольны, встречается и у этого гения.


12 Apr : 10:12

Несогласная

Вот интересно. Все так рассуждают серьёзно, но по большому счёту Рита-то права. Неужели нельзя изучать и позитивное тоже?

Иногда просто пересиливаешь себя, читая предложенные произведения. А программа из года в год не меняется.

Хотя, кто не хочет заморачиваться, почитает и в кратком изложении. Да и забудет, от греха...

12 Apr : 11:13

Президент Галактики

Историю делают цари, а историки её переписывают. Создавая определённое информационное поле, в виде всех этих ваших программ обучения, мы контролируем ваши жизни. Ещё мой предок, Ротшильд сказал, что нужно забрать детей от матерей и поместить их в государственные учреждения образования и опеки. Во-первых женщины начнут работать и платить налоги), а во вторых мы будем делать с этими людишками всё что захотим, так как информация правит миром. Думайте.

13 Apr : 05:07

Алена Фролова

Совершенно не согласна с мнением Риты. С 1-го и по 5-ый курсы я спорила с каждым, кто утверждал, что литература ненужный предмет на нашей кафедре. И сейчас я не могу не высказаться в защиту не только перечисленных Ритой предметов, но и литературы в целом. Во-первых, все произведения творчества - это отражение реальности, а не наоборот. Хочется-не хочется, а в нашей жизни есть и войны, и измены, и насилия, и кровь и т.д. И то, что об этом пишут вовсе не означает, что нужно убивать, врать, ломать и топтать. Наоборот, читатель должен видеть гнусность, неправильность той или иной ситуации, и делать выводы.

Во-вторых, Рита, вы приводите нам в пример классику. А это произведения, где суть лежит не на поверхности. Вы увидели то, что не спрятано. Действительно, зачем копать глубже, когда все так противно? А я в свою очередь хочу спросить, почему, например, человек увидевший в реальности разлагающийся труп своего товарища не может поделиться своими эмоциями с нами в литературе? Почему он должен держать весь этот ужас в себе, и не пытаться предостеречь нас от его "граблей".

В-третьих, как представительница молодежи, с уверенностью говорю, что ценности семьи для меня значат очень много. И, хотя я читала многие произведения и про войны, и про инцест, и измены и тому подобное - я, все равно считаю, что создавать собственную семью мне нужно.

В-четвертых, в основе любого великого произведения (а нам задают читать не абы что!) всегда лежит конфликт. Я попыталась вспомнить любое произведение, не основанное на проблеме. На ум пришли только "Денискины рассказы". Но даже там есть своего рода недопонимания.

По-вашему мнению, нам нужно читать или детскую литературу (хотя здесь я тоже могу поспорить! Вот почему: когда моей племяннице был годик мы читали ей перед сном стихотворения Агнии Барто. И вдруг, после того, как мама прочла ей стишок "Страшная птаха", наша девочка разрыдалась навзрыд. Оказалось, она испугалась что мальчик потерял маму, оказавшись перед лицом опасности. Выходит, что и детские стишки читать не так уж безопасно для психики.Значит, нужно забить на чтение вообще?) либо романтику, где главный герой наказывает всех плохих дяденек и спасает свою возлюбленную. А чему нас, журналистов, может научить это? Перешагивать через труп восьмилетней девочки и идти дальше собирать цветочки?

В конце концов, никто не запрещает читать любую книгу вне рамок программы нашего Университета. Я, например, на 3-ем курсе помешалась на "Вампирах", но, почему-то, кусаться от этого не стала, да и кровь меня до сих пор не привлекает...

Вот)))

13 Apr : 09:42

Андрей

Полностью согласен с Маргаритой! Когда читаешь про всякую черноту, образуются такие же мысли и вся жизнь начинает видется в негативных тонах! То, что это классика - это сугубо выборочное мнение. Маргарита попыталась донести, на мой взгляд, что работает "фабрика по производству угрюмцев" в виде системы образования. Никакого позитивизма во всём этом, только воспитывание рабского менталитета у запуганного человека. Да, это хорошо, что приводятся примеры негативных моментов, так и должно быть, это предостережение. Но такая информация не должна постоянно "бить по голове" обучающегося. Иначе имеем то, что имее - разруху.

13 Apr : 23:16

Nikolavna

Ой - ёй, как тут у вас шумно.
Рит, молодец, Вы дали хорошую затравку.
книжки нынче воспитывают (или развращают, как угодно) только тех, кто их читает. Это раз.
Убийства, эротические эмм...скажем, излишества ;) вполне себе существовали еще до появления литературы. Другое дело, что это - мировое классическое наследие, и на ЛЮБОМ филфаке жить ему вечно, на то она и классика.
Смотрите глубже, гниль и человеческие разложения - это орнамент, фактура, если хотите.
Товарищи, истина НЕ где - то рядом, она ВСЕГДА между строк.

14 Apr : 09:42

Маргарита Федченко

Начнем с того, что литература никогда не разлагала и не будет разлагать личность человека. Тем более МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА!Произведения, которые нам предлагают изучать в вузе - это всего лишь маленькая частичка из общего объема. А если не нравится читать предложенное, можно сходить в библиотеку и взять что-нибудь по душе. Я уверена, весь этот негатив сразу уйдет. Жизнь не может состоять только из положительного, также как не может складываться только из отрицательного. Мы сами выбираем, каких полос в ней будет больше. Вот и выбирай,Рита.

14 Apr : 18:47

asya

Я как согласна, так и не согласна с мнением Маргариты. Я считаю, что произведения которые мы проходим (по античной, зарубежной, русской литературе). Они правда не много травмируют психику и меняют представление о мире. Эта литература не заставляет стремиться к лучшему, а наоборот говорит о том, что изменять, насиловать, заводить любовников и любовниц, участвовать в войнах. Это все в порядке вещей. А как же идеальное представление о семье, о жизни, о котором мы мечтали в детстве!?
Но это мы говорим о тех произведениях, которые мы проходим в университете. А это всего лишь частичка того, что существует мире. Говорить о том, что литература вообще разлагает личность нельзя, так как она помогает человеку развиваться и быть грамотным.


15 Apr : 13:18

Светлана Маринская

Маргарита, запишитесь в пожарные. те, о которых Брэдбери писал. с такими взглядами вы отлично поработаете на благо общества потребления. а мы будем учить еще несожженные книги наизусть и уходить из Города (не за горами такие времена). всех и всё не уничтожите

15 Apr : 18:04

наталия

Я совершенно не согласна с Маргаритой. Писали и будут писать об насилии, смерти. . . всегда, потому что это все нас окружает. И ни в коем случае эта литература не направлена на то, что бы мы привыкли к насилию. Наоборот, мы должны прочесть и задуматься, а правильно ли это. Если нет, то не совершать всего, того грязного, что написано. Маргарита, читайте между строк и скажите мне, пожалуйста, хоть одно, современное, произведение где нет разврата, убийства, алчности?

16 Apr : 01:38

Мечтательница

“История человечества, сестра моя, это история ужаса”
Кинофильм “Нашествие Варваров”

Да! Не надо читать! Надо ходить по зеленому полю, собирать ромашки, вдыхать малиновые ароматы и радоваться жизни – ведь она у нас всего одна! Зачем так часто напоминать о смерти, готовить к ней , зачем говорить о боли, страданиях , их хватит тем, кто находится под этим гнетом, а люди не обремененные напастями и бедствиями должны дышать спокойно, ровно; для чего все эти трагедии, зачем развивать глубину чувств и чувствительности , то есть не только обогащать полиру, или расширять гармонию, восприятия, но и обретать способность замечать самые тончайшие движения души, учиться сопереживать , сострадать , (и уж куда там! ) СОЧУВСТВОВАТЬ!? Нужно быть хорошим мордастым догом … Вшивые суки и кобели тоже, конечно будут попадаться, куда без этого, зато ничего не будет напоминать и обрисовывать значение Человека в Мире, указывать на Истины и Истинные Ценности.
А если кто со скуки , оказавшись запертым в комнате с голыми стенами, решит книгу прочитать, тот же “Декамерон”, так пусть… Есть же варианты – явимся и отобьем, все равно не успеет дочитать, или забудем про него – все равно воплотить некоторые места из некоторых глав ему не удастся – голые вокруг и то - стены…. Но изучать, анализировать литературу – какая блажь! Герменевтика – нужна она ? Ведь интерпретировать по-своему это так… прикольно… Мда. Это ведь у всех по-разному, но одно – лепешка. А что еще нужно хорошему догу? Пара лепешек и крепкая будка. Незабудка в зубах и просто “вах!”. Томиться незачем над смыслом единого только слова Сонечки Мармеладовой или Раскольникова , открывать для себя новые и новые пласты, постигать значения символов, знаков . Что долго мучится, говорить?! Книга про убийцу не очень в уме и нервах, его подругу-проститутку, да и вообще… там много умирают, погибают , страдают, мучаются. Кровь. Убийства. Самоубийства. Больные люди. А в “Дон Кихоте” заметили, там вообще брЭд, даже никого не убивают … Ну в первой части смерти нет …
Так?
Только замечание есть :
произведения мировой литературы, в частности – Русской Литературы, совсем, абсолютно не о войне. Война – часто тема романов, повестей, т.д. , и именно потому, что такова реальность… Были войны и писатели давали характер героя на фоне данного события. Каков человек познается в беде – не зря говорят, ведь так… Вот и имеем мы возможность читать “Капитанскую дочку”, потому что был этот бунт, но Пушкин писал не о бунте, а о человеке во время бунта. У Тургенева – фон произведений- мирная обстановка. Вот и берите его , не отпускайте из рук, и разбавляйте впечатления от ужасов истории человечества “Вешними водами”…. Ах нет, и там сердце жмется… Но что поделать?! А может быть в этом и есть суть Человека…
По поводу”свежей” литературы … со “старыми” трупами… только тут, больше относится к вашим понятиям, а не действительным, т.е. здесь не та литература и не те трупы… но можете обратить предположения в обоснованное суждение о том, что чем дальше, тем жестче… Возьмите к примеру , “Мардонгов” Пелевина… Вот тут-то будет о чем задуматься. И будет куда бежать (в конкретном случае – обратно, в пенаты кафедр родимых) …
P.S. Виктора Ерофеева тоже можете полистать… там, правда разложение не тел, хотя и пахнет их выделениями …
Но только , если надумаете браться за эту тему, не судите обо всем сразу. Берите конкретно. Ведь, Современная Литература есть. Жива и красива.
1.Тенденция моды наблюдается, тенденция развития , т.е. прогресса и регресса –тоже. Но какая может быть тенденция относительно объекта и субъекта повествования в литературе? Прогнозировать , что через десять лет родится Михаил Юрьевич II и напишет “А были ль люди в наше время?” – это нечто. Есть какая-то логика в предположении закономерности смены времен творческого застоя и расцвета. Но выдавать за “открытие” суждение о том, что с годами, с появлением новых произведений в истории литературы будет больше и больше героев мучающихся и умирающих как-то …никак…Зачем? Ведь ВСЕ УМИРАЮТ. И это естественно. Когда остановите смерть и войны –тогда и валяйте претензии.
А художественная реальность – отражение реальности действительной. Так если люди любят и любят много – почему этого не должно быть в книгах? Что в этом плохого? Вы так сердитесь на Толстого, за то, что он написал про порочную Анну? Вы считаете ее порочной? Автор писал всех позабавить? Развратить? Или роман воспитывает своего читателя и помогает ему сформировать свою позицию и суждение по данному вопросу?
2. Литература –это литература. Надеюсь, определение даю не очень путанное. TV-есть TV, т.е. если брать шире СМИ – это СМИ. Так вот , нарушение морально-нравственных законов, этики, эстетики , т.д. , беспринципность, безвкусие, отсутствие воспитания, представлений об общих понятиях, встречающиеся в СМИ , когда пихают все,- все без разбора, – это проблема, и очень серьезная , журналистики. Правильно, что Вы ее затронули. Лишь не понятно к чему в тексте о Литературе …
3. Боль – любая – помогает человеку осознать , что он ЖИВ! Именно потому, что есть день, мы осознаем прелесть ночи(день круглый день-дребедень , согласитесь).


17 Apr : 14:13

Anastasia

Действительно,много произведений,которые мы сейчас проходим,рассказывают нам о убийствах,о насилии,любовных похождениях.Но,ведь они написаны не для того,чтобы уничтожать и разрушать личность!Авторы показывают,что может произойти.И помогают нам быть готовыми к разному в жизни.Литература не побуждает нас идти и делать плохие деяния.А наоборот,задуматься об этом.Разве преступники совершают противозаконные действия после того,как прочитают это в книгах?!
Литература учит нас,как правильно поступить в той или иной ситуации.Делает нашу речь правильной,и расширяет наш кругозор.

24 Apr : 02:16

С. Маринская

ты надешь свое лучшее платье,
я достану обручальные кольца.
мы спрячемся за парапетом
между паркингом и туалетом -

это будет наш праздник,
красный праздник,
красный праздник -
праздник Красной Смерти

полюбуемся лицами ближних в линзах оптического прицела, насладимся музыкой битых витрин и запахом горящей резины...
неужели тебе их жалко? эти люди никогда не жили - мы стреляем по мертвецам, мы охотимся на манекенов...
пиво течет по асфальту из разбитых бутылок, смешиваясь с кровью и яичными желтками...

сегодня наш праздник, красный праздник, красный праздник - праздник Красной Смерти

ты наденешь белье королевы, я побреюсь серебрянной бритвой. мы отправимся на дискотеку, и возьмем два лишних патрона.

потом, за гаражами, после прощального поцелуя, я спрошу тебя:
- Ты никогда не замечала, что смерть и любовь - два слова женского рода с одинаковым количеством букв?
я скажу тебе:
- все, что мы сделали - глупо... все, что с нами сделали - подло... ты слышишь шум вертолета... или это стучит мое сердце?
я тебе доверяю настолько, что нажму на курок первым.

это был наш праздник,
красный праздник,
красный праздник -
праздник Красной Смерти"(с) И. Кормильцев
___________________________________

Синевели дни. сиреневели,
Темные, прекрасные, пустые.
На трамваях люди соловели.
Наклоняли головы святые,

Головой счастливою качали.
Спал асфальт, где полдень наследил.
И казалось, в воздухе, в печали,
Поминутно поезд отходил.

Загалдит народное гулянье,
Фонари грошовые на нитках,
И на бедной, выбитой поляне
Умирать начнут кларнет и скрипка.

И еще раз, перед самым гробом,
Издадут, родят волшебный звук.
И заплачут музыканты в оба
Черным пивом из вспотевших рук.

И тогда проедет безучастно.
Разопрев и празднику не рада,
Кавалерия, в мундирах красных.
Артиллерия назад с парада.

И к пыли, к одеколону, к поту,
К шуму вольтовой дуги над головой
Присоединится запах рвоты,
Фейерверка дым пороховой.

И услышит вдруг юнец надменный
С необъятным клешем на штанах
Счастья краткий выстрел, лет мгновенный,
Лета красный месяц на волнах.

Вдруг возникнет на устах тромбона
Визг шаров, крутящихся во мгле.
Дико вскрикнет черная Мадонна
Руки разметав в смертельном сне.

И сквозь жар, ночной, священный, адный.
Сквозь лиловый дым. где пел кларнет,
Запорхает белый, беспощадный
Снег, идущий миллионы лет.(с)Б. Поплавский
_____________________________________

И я умру, как многие другие.
Разравнивают грабли пашню лет,
Вписав меня в комки земли сухие,
Бездетная, умру я в дни глухие,
Устало глядя лысым тучам вслед,

Раскинув руки...Никакого эха.
Я кончилась. Была - и нет меня.
Движенью городскому не помеха,
На перекрестке нищий, словно веха.
Худые горсти...Лишь на склоне дня

Упало в шляпу солнце, как монета.
Картошки за него не продадут.
А я сыта и в холоде согрета.
Страсть, ярость, гнев бушуют морем где-то,
Чтобы шумела раковина тут.

Да, прахом стану я, на все согласным,
Вы, соль земли, и после смерти - соль.
Торгаш с глупцом - в довольстве безучастном,
А вы безмолвно ждете в свете красном
Неумолимо тихие, как боль.

На бледных пальцах ржавчина решетки.
У скольких нож под сердцем не погас.
С добычей вор, у идиотов - плетки.
Меня растопчут грязные подметки.
Я прах, и все-таки я знала вас.

Была я вашим зеркалом увечным.
Лелеял вас мой слишком хрупкий лик.
Ах, что я вам, и в смерти безупречным,
Вам, вашим дням неизгладимо вечным,
Тогда как я - песчинка, проблеск, миг?

Я - глина, я - податливое тленье.
У вас в руках я форму обрела.
Что вам я в строгом вашем отдаленье,
Что сердце вам и все мои моленья,
Что губы вам и вся моя хвала!(с) Г. Кольмар
________________________________________

насколько же пошлА и отвратна людская мораль, если позволяет поднимать руку на такое. да сотня младенцев не стоит единой гениальной строчки

Опрос


Начинается новый учебный год. Ваше отношение:


Ура! Учёба начинается!

Наконец-то встречусь с однокурсниками

Начало учебного года - обыкновенный день: ни радости, ни печали

Я совсем не отдохнул от прошлого учебного года, а тут всё сначала...

Учеба - это каторга!