In Design

20 Apr 2010 - 12:09

Можно сколько угодно спорить о том, что в газете хорошо, а что — не очень. Конечно, важнейшую роль играет содержание номера. Но совершенно ясно и другое — без красивой упаковки аудиторию привлечь трудно. Вот только проблема в том, что значение дизайнеров и верстальщиков часто преуменьшается. В теории они важны, а вот на практике… Собственно, об этом можно судить, полистав многие газеты, в том числе и орловские.

Казалось бы, хороших дизайнеров должны были бы готовить на отделении журналистики. Но на практике получается очень интересная ситуация. Желание делать красивую газету есть, а возможности нет. Получается так, что студент-журналист-дизайнер должен постоянно заниматься самообразованием, чтобы стать профессионалом. А читатель должен напрягать зрение, чтобы не утонуть в сером болоте огромных блоков текста.

Самообразование — явление замечательное. Прежде всего потому, что здесь проявляются личностные интересы. Как приятно вечером, сидя в глубоком кресле под светом торшера, листать альбомы Рафаэля, Мухи, Дали… Или уходить в далёкие земли с героями Шекспира или Жюля Верна… Но если речь идёт о профессии, то тут важно не переборщить с самодеятельностью. Определённый контроль в накоплении профессиональных знаний всё равно нужен. Важно определить направление.

Закономерный вопрос: как это сделать? Как можно почувствовать вкус журналистики, когда занимаешься всем — и ничем? А время уходит. Особенно остро это осознаёшь, когда из привычной среды попадаешь в какой-то другой мир. Например, на конкурс «Газетный дизайн» или на журфак МГУ. В итоге узнаёшь много всего нового, важного и жутко полезного. А потом понимаешь, сколько ещё информации тебе предстоит перелопатить, чтобы не только эмоционально, но и сознательно дойти до уровня дизайнеров-профессионалов. И это отнюдь не только теоретические журналистские книжки.

После конференции «Ломоносов-2010» я поняла, каких предметов или хотя бы спецкурсов на отделении журналистики мне не хватает. Сразу же пришли в голову два: семиотика и история искусства. Наверное, если подумать, их будет больше. Конечно, при желании с этими курсами можно ознакомиться самостоятельно. Или ходить на лекции к филологам и художникам. И это ведь важно не только дизайнерам. Это пригодилось бы всем журналистам, раз уж работа у нас такая — быть в курсе всех событий и уметь их оценить самим и помочь в этом другим людям.

Но что там дополнительные курсы? Хоть бы изучить то, что уже есть. Особенно, когда нет базы.

Я сейчас никого не обвиняю. Потому что просто не знаю, кто действительно должен за это отвечать. Укажешь на одного (и даже, может быть, будешь прав), а он переведёт стрелки на другого. И даже аргументировано докажет свою точку зрения. А болото затягивает всё глубже и глубже… Я сейчас имею в виду нашу любимую 417-ю аудиторию. Раньше положение вещей студентам объясняли так: сами виноваты, сами казённое имущество разломали. Не знаю, мне трудно представить таких студентов-варваров, которые от целого компьютерного класса оставили полторы машины. Если не меньше. А между тем выпуск учебной газеты ещё никто не отменял. Вот и получается, что вёрсткой и дизайном пытаются заниматься «избранные», потому что это удовольствие не для всех. Просто потому, что научить верстать на одном компьютере всю группу невозможно. Что уж говорить о том, чтобы студенты сами попробовали поработать руками и головой, а в итоге — душой. Ведь сверстать полосу — всё равно что создать маленький мир. Идея обретает воплощение и становится образом, который запоминают.

Да и чему при отсутствии базы научишься за несколько лекций по дизайну?

Может, именно поэтому многие орловские газеты, особенно районки, так похожи друг на друга: одинаково серые. С одинаковыми рамочками и шрифтами. И с одинаковыми нарушениями канонов вёрстки. Про то, что инфографика в орловских газетах практически отсутствует, я вообще молчу. Всё-таки в столкновении новых тенденций и традиционного оформления газет побеждает пока многовековой опыт. А потребности поколений, привыкших к визуализации, не учитываются. Ну и правильно, давно пора позаботиться о лесе и уйти в интернет.

А дизайну студенты должны учиться самостоятельно.

Ирина РОМАШОВА
Распечатать другу

Комментарии


20 Apr : 16:32

Eireen

Примечание: заголовок — искаж. "InDesign" — программа для вёрстки.

20 Apr : 20:32

наталия

Ирина, я с тобой полностью согласна. Многие пары у нас я считаю бессмысленные, а те которые следовало бы преподавать нам, нет. А с другой стороны, мы не должны привыкать к тому, что бы нам все приносили на блюдечке. Так мы занимаемся самообразованием и усваиваем информацию лучше. Кому надо, тот сам найдет все, что ему нужно и не будет ныть, как я, по поводу не нужных пар. Относительно себя, я даже представления не имею как верстать газету. Мне, конечно, объясняли, «на пальцах», как следует верстать, но это не дело. А выхода из этой ситуации я не вижу, если только один. Выйти на улицу и закричать« Уважаемые спонсоры, откликнитесь на наш зов души, поддержите нас.»

24 Apr : 02:27

Z@R@Z@

Ириша, ты права - такие вопросы надо поднимать! Спасибо, что хоть кого-то заботит тема обучения (не все ещё, видимо, зомбированы интернетом) на отделении журналистики! Действительно, система образования на нашем «журфаке» находится в упадочном положении. И дело совсем не в преподавателях. Дело в технике. Пока мир охватывается научным прогрессом, нас посетил совершенно обратный процесс, который затормозил нашу деятельность, - регресс. Причём сломал все компьютеры в 417 аудитории и нагло поселился на полках, где должны были бы стоять книги по журналистике, дизайну и прочим «нашенским» дисциплинам теоретической направленности. Конечно, все упрёки в адрес студентов – «такие сякие, разломали! руки им за это выдернуть!». Спасибо, и вам не болеть! Учтём! Но давайте посмотрим на вещи правдиво и более объективно своим субъективным взглядом: разве от этих компьютеров был большой толк? Почему не могут купить хоть 3 дельных компьютера вместо того, чтобы покупать 10 еле фурычащих? Чисто русский взгляд на экономию!)))
Объясните, пожалуйста, как быть тем, у кого в программе обучения есть такая дисциплина, как дизайн газеты. Что можно дизайнировать и где? Есть, конечно, неплохая альтернатива компьютеру – это стены. Но, опять же, виноваты будут студенты – рисуют, мол, на стенах всякие несуразности. Сейчас я столкнулась с такой же проблемой. Изучение классификации шрифтов, рамочек, линеек, текстовых подложек, заголовков и оформление газеты в рамках учебного процесса происходит только в моей голове на основе фантазии. Плохо, что к мозгу ещё принтер не подключается – было б вообще идеально! И вёрстка, и печать. Два в одном! Всё это, конечно, забавно и улыбаться и хохмить на эту тему можно долго и упорно, но проблема так и осталась проблемой. От этого не деться никуда. Вряд ли в ближайший год (если не больше!) нам подарят мудрую технику и учебные пособия. Но всегда есть надежда на добрых людей (желательно с наличием денежных средств), которые услышат эти «крики души», подумают: «А почему бы не помочь?» и всё-таки приобретут всё необходимое для журналистского творчества. И выгонят, наконец-то, регресс из 417 аудитории! Ау, добрые люди, вы где???

24 Apr : 17:04

Оля А.


Действительно Ирина права, в том, что обложка, да и вообще оформление играет очень значительную роль.
И для многих из нас настоящей и волнующей проблемой является дизайн орловских газет: или чересчур сухо и вяло, или наоборот – слишком уж живо, «аж в глазах рябит». А что вы ожидали?! Дизайном должны заниматься профессионалы в этом деле, специально обученные, а не герои- самоучки. Вот и получается «тяп ляп». Как говорится: «Не умеешь – не берись». Или если уж берёшься, так делай это более ли менее умело.
Вот парадокс – мы хотим быть похожими хоть в чём-то на Москву, Петербург, вечно гонимся за ними( точнее нас «гонят»), но делаем это не очень качественно. А «гонители» даже не подозревают (делают вид, что не подозревают) о том, что для такой погони необходимы «катализаторы». То есть для достижения хорошего уровня, в частности уровня дизайна газет нужна хорошая база, как техническая, так и теоретическая. А у нас, как бы, ни того ни другого не наблюдается. А почему?! А потому, что, якобы нет средств для формирования таких баз. Вот и получается, что на факультете, где учатся журналисты, один компьютер на всех. И как хотите, так и делите его. И как тут обучишься азам дизайна и вёрстки…
И даже если ввести какие-до дополнительные предметы, которые бы помогли в какой-то степени овладеть мастерством дизайна, то без практики это будет не особо эффективно. А вот «наблюдательное обучение» - совсем другое дело. И глаза видят, и руки чувствуют. Но для этого нужно оборудование. Может когда – нибудь оно у нас и появится… А пока придётся довольствоваться тем, что есть.

P.s. Немного не в тему скажу, но очень хочется – Когда же у нас будет радио? ( но, это так, скорее риторический вопрос).

26 Apr : 17:53

Марк Кирсанов

Спасибо Ире за интересный материал. Я в этой теме, что называется "профан". Теперь буду знать больше.

Оля А. нам за Москвой и Питером гнаться не следует, нам надо идти своей дорогой. (Я так считаю)
Что же касается газетно-журнального дизайна, то это одна из самых важных тем в журналистике. (но не самая важная). Люди будут очень охотно покупать красивую газету или журнал, при условии, что внутри его (читателя) ждет увлекательное путешествие.

26 Apr : 22:41

Люда Смагина

Мы все в один голос твердим, что у нас на факультете нет компьютерного класса, но в наше время это не такая редкость, ведь они уже есть у многих студентов и каждый сам может попробовать программу верстки, да и за советом у нас есть к кому обратиться. Дело не в наличии технике, а во времени, которое отводиться на изучение дизайна газеты, а это конечно капля в море того, что мы должны знать. Я, думая, что мы не за кем не должны гнаться, а быть со всеми наравне, ведь мы ничем не хуже остальных. Мы не должны замыкаться в своем микромире, который создала орловская журналистика. Поэтому огромное спасибо я хочу сказать Анне Викторовне, ведь она различными способами пытается вывести наше отделение на всероссийский уровень.

26 Apr : 23:54

Настя Черноволова

Быть или не быть достойному обучению?

Доколе ж, мы будем завидовать студентам московских и петербургских университетов? Когда же в нашем ВУЗе появится достойное обучение дизайну газеты, а не простая теория, подкреплённая корявыми макетами, сделанными в ворде или от руки. Конечно, гении – самоучки всегда ценились, мол, никто не учил , сам до всего дошёл и тому подобное, НО!!! Но это не в нашем случае. И этому сопутствует ряд причин. Во-первых, не у всех (и это не шутка) есть ПК. Во-вторых, не каждый способен освоить самостоятельно программу вёрстки, и зачастую им нужна помощь специалиста. В-третьих, и это самое банальное, ну кому захочется добровольно тратить время на самообучение, когда не известно понадобится тебе это или нет! . Последнее относится не ко всем, но к большинству. К тому же что бы приступить к делу, нужно иметь хоть какую-то базу, а её нет. Мириться с этим не хочется, а сделать ничего нельзя. Нашей программой не предусмотрено почему-то полноценное обучение дизайну, зато студенты ходят на пары по экологии и даже сдают экзамен. (это куда важнее профессиональных навыков).
Не буду говорить о том, что внешний вид газеты играет немаловажную роль, это и так все знают. Но то, как будут выглядеть орловские газеты через несколько лет, во многом зависит от нынешней программы обучения. Если и дальше на дизайн не будут обращать должного внимания, газеты станут либо чересчур серыми, либо будут пестреть от чрезмерной фантазии и креативности дизайнеров-самоучек.

27 Apr : 16:56

нес

Да, в нашем университете в основном всему приходиться учиться самому, а когда ищешь информацию сам, много ненужной тоже находиться и (как назло) запоминается. Но, что делать?! Может ли студент изменить образование или найти финансирование?! По моему, тут все ясно...

27 Apr : 18:00

Lans

Вопрос, поднятый в этом материале весьма и весьма занятен для Орловской прессы и для нас в частности. Во первых, действительно необходимо отдельное направление в обучении журналистов - направление дизайна, а так мы получаемся как швейцарский нож, вроде и всё можем, а по существу по-настоящему добротно ничего сделать не способны. И тут хоть ты оборудуй каждую аудиторию компьютером толку будет немного. Те кто действительно хочет заниматься дизайном тот будет им заниматься в любом случае, правда встретив известные преграды. И эта проблема касается не только дизайна, взять, к примеру, фото оформление. Тут уже совсем дело плохо, и если с дизайном газеты столкнуться вне университетских стен суждено немногим, то фотографировать будут многие. А фотожурналистики как таковой нас не учат, тщетные потуги что-либо объяснить через предмет фотодело вряд ли принесли какие-либо плоды. И не стоит гнаться за Москвой - у нас свой путь, верность которого показывают успешные выступления на столичных конференциях. А для нас с вами главное трудиться и всячески содействовать продвижению по этому нелегкому пути)))

27 Apr : 21:48

Септиена

Каждый клонит в свою сторону и говорит о своих проблемах. Ирочка, районной прессе не нужна инфографика, дедушки с бабушками итак почитают, а молодёжь на газетах селёдочку лишь раскладывает. Денежки нужны, а их – увы, нет. Администрации дорого обходится видно содержании дизайнера. Но если сама тянешься к этой области, то надо идти дальше становиться там мастером. Ты, девочка, умная и у тебя всё получится, будешь самой лучшей в этой отрасли. После учёбы уезжай в Москву или Санкт-Петербург, там эти знания пригодятся вполне, станешь ценным работником.
Класс компьютерный, дайте нам класс, да вот сами выучитесь, заработайте много денег и займитесь благотворительностью. Раз вы такие бедные, что-нибудь для других сделайте, чтобы журналистика процветала.
Радио нужно университету, чтобы моя любимая попса звучала и ничего больше, слышать ничего не хочу, только я буду там работать. А кто противится мне, станет, разорву ногтями. Ой, держите меня, ещё один пост умный. Лучше слушайте сюда, устройте конкурс на лучшую передачу на радио, и записывайте подкасты дома. Потом всё это прослушают и решат, кому правду вершить устами сладкими. Вот и появится радио, а пока вопросы когда, а я вот хочу, воз с места не сдвинется.
Экзамен по экологии, чур, меня. Ой, ноготь сломала, от страха, да вроде зачёт у нас всегда был. Ну, может про озоновые дыры писать понадобится, как говорится в хозяйстве всё - пригодится. Журналист должен быть разносторонним.
Мой дорогой, Lans, то, что ближе вам, туда вы и клоните. Фотоаппарат дорогое удовольствие, люди больше 5 лет учатся на это дело и не всегда что-то получается. Или ты хочешь всю неделю забить парами под названием фотодело? Слушай, а может гипнозу стоит журналистов обучить, по-моему, этот навык куда главнее для получения информации. Ведём такую пару? Я бы смогла вводные лекции читать.


27 Apr : 22:58

Lans

2Септиена Забивать фотодело неделями никто и не собирается. И насчет дорогого удовольствия поспорю. Сейчас каждый третий имеет фотоаппарат, и к тому же не совсем понимает что к чему. А в редакциях просить нормальные снимки то просят, вот и поступай как хочешь. И кстати, раз настолько умны перемывать косточки другим предложили бы что нибудь более конструктивное, чем критику чужих мыслей.
[ отредактирован 27 Apr : 22:59 ]

27 Apr : 23:43

Септиена

Я не имею профессионального фотоаппарата,а тем из которого я фоточки для контакта множу, не хватает для хорошего качества, чтобы в газету снести. На то ты журналист, чтобы крутиться всем назло и выживать в труднейших ситуациях. Ты перечитай повнимательно, что я написала, по-моему там есть и предложения и пожелания, а не только критика...А то ты только за своё фото зацепился и тему с инфографики в сторону увёл. Я же напротив, всем уделила места в своём высказывании,ещё раз добавлю, что Ирина, молодец я бы так не смогла.

28 Apr : 00:50

Никита

Пора отделить мух и котлеты
Писать о наболевшем, видимо, бессмысленно. Урезонить эмоции и здраво оценить всю ситуацию вряд ли получиться. Притом болото филфака шириться день ото дня. Но того требует задание. Вот и берусь. Понимаю, охватить все существующие проблемы трудно. Если вообще возможно. В этом и причина - пройдусь, естественно, по вершкам.
Недостаток профилирующих дисциплин «по теме», каменный век в технологическом смысле, да и местные сатрапы бывают жестоки не на шутку - это лишь основное. А есть ли смысл бороться с мельницами филфака? - Это вообще вопрос для отдельной дискуссии…
Стоит отделить мух от котлет. Мне бы хотелось поговорить о верстке. Да, далеко не все местные издания блещут на предмет дизайна. Но и сравнивать их с общефедеральными не стоит. Вряд ли над РГ или Известиями мается один верстальщик. А в регионах, к сожалению, это норма. И дело здесь не в жадности редакторской братии, а в реальной экономической ситуации, когда регионалам приходиться выживать. С поступлениями из областного бюджета еще можно выплыть, куда ни шло, но если ты районка? - поминай как звали…
А как же студенты филфака? Здесь происходит естественный отбор. Далеко не каждый студент нашего отделения интересуется версткой. Ситуация, я бы сказал, кардинально противоположная - практически ни кто не увлекается дизайном. Виновных в этом нет. На то оно и элитарное искусство, чтобы быть ориентированным на малую группу людей, обладающих своеобразной художественной сенситивностью…

[ отредактирован 28 Apr : 01:02 ]

28 Apr : 01:00

Дарья Новикова

Думы...
Я думаю, что готовить дизайнеров газет/журналов/книг и другой печатной продукции должен отдельный факультет. Нет, это много. Отделения, к примеру, на художественно-графическом факультете, будет вполне достаточно. Там и направленность нужная, и предметы специальные.
Никто так хорошо не видит «что удачно, а что нет» так, как профессиональный дизайнер или художник. Естественно, дизайн газеты и журнала – это нечто особенное, где форма неразрывна с содержанием. Поэтому в программу будущих верстальщиков нужно ввести курсы журналистских дисциплин, чтобы они понимали, почему лид выделяется и зачем номера страниц не лепят с первой полосы.
Не думаю, что необходимо принуждать всех и каждого учиться верстать газету. Это хороший ознакомительный курс – мало ли куда закинет жизнь. Может, вернется еще партизанская печать. Но ставить дизайн в один ряд с основами или теорией журналистики, наверное, не стоит. На самом деле «избранных» не так уж и много. Отнюдь не все стремятся постигнуть каноны отношения ширины колонки к ширине полосы. Далеко не все могут мыслить художественно в плане дизайна. Да и не всем, по большому счету, это нужно.
Ну а сейчас, когда таким отделением наш худграф не располагает, пускай «избранные» трудятся самостоятельно. Что делать, ежели нет у нас «средствов». Думается, что самообразование это не самый худший путь. Вода выход всегда найдет. Набил себе теоретическую базу, раз попробовал, два, три, а потом и махнул куда-нибудь в центр просвещения и учись у тех, кто умеет. (Ломоносова в Москву тоже не красный Lamborghini привез). Поездки на конференции, семинары, слеты только укрепят наработанное и позволят перенять лучший опыт у коллег. Так что, перефразируя Федора Михайловича: тот, кто хочет стать дизайнером – потрудись. И если твой путь освещен светом любви к делу, то он непременно приведет к желанной цели.

28 Apr : 01:56

Сергей Г.

Я отношу себя в категорию студентов, которым вряд ли захочется заниматься самообучением дизайну. Да и вообще все эти компьютерные дела не для меня (уж больно зрение садится от мониторов). Обучиться какому-либо делу для меня не составляло никогда особого труда, но опять же, только под руководством специалиста, серьезного такого, очень опытного. Таковых у нас в городе нет, раз все согласны с тем, что дизайн орловских газет огорчителен. Поэтому вряд ли я стану заниматься чем-то подобным. Ну вот смотрите: ну научился я, ну хоть чему-то в этой области, а показать-то и некому, ребята. Как я пойму, в правильном ли направлении я иду или нет? Кто мне поможет? Поеду в Москву на журфак МГУ и скажу: "здравствуйте, вот тут у меня программка одна, я в ней верстать учусь, сам, получается ли у меня?" А мне в ответ: "ооо, голубчик, да у нас уже в этой программе не верстают как 20 лет!" И всё по новой... Тут ничего не поделаешь, продолжать разглагольствовать на темы, хорошо или плохо у нас верстают газеты смысла я не вижу. Нужно действовать! Я не увидел здесь ничего, кроме высказываний насчет самообучения и прочего бреда, поэтому предлагаю свою бредовую идею насчет изменения этой плачевной ситуации в лучшую сторону!
Бредовая идея:
Берем человека с нашего факультета, хорошо пишущего человека, он пишет обо всей этой ситуации с компьютерным классом, нехваткой денежных средств, специалистов и так далее! Собираем подписи со студентов, преподавателей, родителей, друзей, да всех привлечем, если нужна будет поддержка и отсылаем наш шедевр с тоннами подписей в министерство образования! В итоге: если всё это бедный почтальон донесет каким-либо чудесным образом до соответствующих органов ТО, нам выделяют деньги на отличный современный компьютерный класс, организовывают поездки на различные конференции и прочие сборища, выделяют нам первоклассного специалиста, оклад, они ему тоже выделяют неплохой, столичный, вводим дизайн, как один из самых серьезных предметов и, вуаля, в скором времени орловская пресса перестает пестрить серыми номерами газет от которых все уже устали, а мы выходим отличными специалистами в этой области. Также можно сделать и с остальными предметами, нужно только желание и сплоченность действий!!!

28 Apr : 15:41

=@lex@nder=

Насчет 417 аудитории полностью согласен...жалкое зрелище(((хотя,мне кажется,даже если и работали бы эти компьютеры,вряд ли на них чему-либо можно было бы научиться...устарела техника...А между тем журналистика быстро развивается,только мы все никак не сдвинемся с "мертвой точки"(радио в коробках и т.д.)....грустно(((...хорошую идею подала Юлия Королева сегодня на паре про то,чтобы собственноручно собрать какие-то деньги со студентов журналистики для закупки кое-какого оборудования...но опять же это не так просто...напряженка с финансами у нас везде...Хотя... Например,тот же ОрелГТУ таких проблем не испытывает...слышал,что и радио у них в действии и даже канал свой есть при том, что с журналистикой люди не связаны...аж как-то очень обидно становится за то,что мы как-никак студенты отделения журналистики,а такого у нас нет...значит находят "гту-шники" деньги....а главное желание есть....стремление к лучшему наблюдается...
А мы?что мы?нам,наверно,придется все-таки заниматься самообразованием,с чем очень не хочется мириться,но надеюсь,что мы найдем выход из этой ситуации(лично мое мнение,так как по натуре своей - оптимист)...Как говорится "надежда умирает последней"...

29 Apr : 12:13

Ольга Свиридонова

Безусловно, это всё плохо, что у нас и техники нет, и специалистов, чтоб нас обучали, и много пар, которые, казалось бы, нам вовсе и не нужны. Но мне вот что интересно: действительно ли каждому, кто учится у нас на журналистике, есть до неё дело?! Все прям такие недовольные, всех что-то не устраивает... И до Москвы нам далеко, и до Питера, и газеты нам верстать негде, а что уже про серую районную прессу говорить! Всё это пустые разговоры. Для того, чтобы что-то сдвинулось с мёртвой точки, каждый должен задать себе вопрос: "А готов ли Я что-то сделать для журналистики, буду ли Я бороться?" Многие ответят на него утвердительно? Не уверенна.

Вот, Ира, ты про столицу нашу говоришь. Да как мы вообще можем ровняться на неё? И это не только касается "журнализма", но и вообще всего. Мы живём в провинции, мы развиваемся (точнее пытаемся). Наберусь оптимизма и скажу: всё будет! Вот только когда... Но это уже другой вопрос.

Что же касается непосредственно дизайна... У нас в расписании черным по белому : "Выпуск учебной газеты". Нам сказали: "Делайте газеты." Ну да, вроде бы в том году Анна Викторовна пыталась показать, где и что тыкать в PM6.5, вроде и "Техника и технология СМИ" и "Дизайн газеты" курсы были. И что толку?.. Скачали с инета программу для вёрстки, написали кой-чего, почитали лекции, дома за своим компьютером в программе, которую не буду называть, сверстали, сдали. Смотрели на газетку как на собственное чадо... Приятно, когда у тебя в руках ГАЗЕТА, КОТОРУЮ ТЫ СДЕЛАЛ САМ. И когда есть любовь к этому "созданию", любовь к своему делу, стремление, то, повторюсь, - всё будет! Каждый сам за себя. Так и будем дальше заниматься самообразованием. Брать азы в стенах родного вуза, а дальше - своими силами. Кто хочет, тот сможет. А негодования ни к чему. В том смысле, - что ни к чему не приведут.

29 Apr : 18:03

Лёлька (Новикова)

Конечно,можно сколь угодно долго говорить об институтской "чудо-технике",о недостатке пар,тесно связанных с нашей будущей профессией..Но факт остается фактом: разрыв мозга от непонимания материала (так как не закреплено на практике) и ложное мастерство.Да,это действительно проблема.Стыдно.конечно,краснеть за оснащенность нашего отделения журналистики..Ещё стыдней признаться в том,что "Выпуск учебной газеты" для нас - загадка: а как?а что? а куда?а зачем? и тому подобное...
Но ладно-то нам,студентам,которые ещё только познают это,медленно и робко,краснеть..А вот нашим газетам и газетёнкам не просто краснеть надо,а гореть со стыда от "супердизайна",намудрённым дизайнерами-самоучками..Надеюсь,что наше положение исправится и мы не войдём в их список..Обидно быть неучёным в своей сфере..

Опрос


Начинается новый учебный год. Ваше отношение:


Ура! Учёба начинается!

Наконец-то встречусь с однокурсниками

Начало учебного года - обыкновенный день: ни радости, ни печали

Я совсем не отдохнул от прошлого учебного года, а тут всё сначала...

Учеба - это каторга!